Русский ОШО портал
Rambler's Top100

Путешествия  > Дневники > "Adventure of the Golden Moon".

                Adventure of the Golden Moon


        09.01.05.
        Новая встреча с Индией… Когда закончились все дорожные формальности в Московском аэропорту "Домодедово", я уже почувствовал себя на Востоке, и мысленно сказал "Земля, прощай!".
        Рейс Туркменских авиалиний на Дели делает пересадку в Ашхабаде, и это была хорошая возможность познакомиться со своими попутчиками. Многие летели впервые и конечно пытались задавать вопросы. Из Ашхабада мы вылетели утром, когда рассвело, т.е. просидели в аэропорту около 4-5 часов, но я был этому очень рад, потому что наш перелёт над Гималаями был восхитительным… стояла великолепная солнечная погода, и бесконечные цепи гор, которые переплетались с облаками, поражали любое воображение, это было круче любых шоу и чудеснее любых фантазий! Народ почти не отрывался от иллюминаторов, но после опять показались равнины и бескрайние города. Мы летели над одной из самых густонаселённых стран на земле…
        Посадка в Дели прошла успешно и трудностей с прохождением индийской таможни ни у кого не возникло. Я опять вдохнул этот, ни на что не похожий воздух Индии, и понял, насколько соскучился по нему за полгода! Мы прилетели около 12 часов дня по местному времени. При выходе из аэропорта многие наши туристы стушевались, т.к. не знали, сколько нужно платить в местной валюте за такси в город. Я взял эту организацию дела на себя и решил вопрос за всю группу из 5 человек, т.е. мы уместились со всеми рюкзаками незадорого в такси и через час были на Пахарганче - привокзальном районе Дели, изобилующем недорогими гостиницами. Я почувствовал себя на этих улочках как-то очень уютно и по-домашнему, как будто не было долгой разлуки…
        Все приехавшие разместились в нарекомендованных гостиницах и далее пошли определяться с билетами на поезда в разные части Индии. Я гулял по Дели: верилось, что опять сюда вернулся, и казалось иногда, что это только опять приснилось, ведь русский и индийский миры невозможно сравнивать, они совершенно отличны друг от друга. У меня была из России новогодняя бутылка водки "Эталон", которая и помогала в первые несколько дней чувствовать вкус лучшего, что существует в обоих мирах.
        Вечером я устроил себе праздничный банкет на крыше отеля "Шелтон", опять, как и при прошлогоднем прощании с Индией, любовался видами ночного Пахарганча. Но сейчас я чувствовал радость, жажду странствий, свободу новых встреч и отношений, которые случатся сами собой и о которых заранее я не могу даже предполагать… Перед сном заглянул в интернет кафе и разослал письма своим российским друзьям.


        10.01.05.
        Проснувшись, позавтракал в Непальском ресторанчике и побывал на "Площади соединения" в офисе Туркменских авиалиний. Мой обратный билет был с открытой датой в течении года, и нужно было узнать о нюансах резервации обратного рейса, ну, для безопасности… Также с этой целью я побывал в посольстве Российской Федерации, где хотел справиться можно ли мне, как гражданину России сохранить свой авиабилет где-нибудь в их отделении, с тем чтобы перед обратным отъездом его забрать, а не таскаться с ним по всей Индии. По крайней мере, я надеялся получить на эту тему от соотечественников совет, как следует лучше поступать.
        На шикарно обустроенную территорию посольства меня не пустил индус-охранник, а на мой звонок было сказано, что идет ремонт и такими вопросами как мои, посольство не занимается. Никто из работников не потрудился ничего объяснять и даже удостоить личного разговора… Я был слегка шокирован таким отношением, после встретил такси-рикшу водила которой говорил неплохо по русски (учился самообразованием у российских пассажиров). Он посоветовал побывать в одной из частных сберегательных контор. Когда мы с ним туда добрались, мне совершенно не понравились цены на услугу, там хотели за ячейку около 100$, это было круто, но других подобных служб не попадалось. Я пообещал подумать, и в итоге решил оставить билет в дороге с собой, так и таскал его в кармане 5,5 месяцев.
        После я навестил гест-хаус в котором остановился и пообщался там с русскими, прилетевшими Туркменскими авиалиниями, информация о правильном получении обратных билетов была, конечно, интересна всем. Далее я намеревался пообедать и приобрести на ж/д вокзале билет в г. Горахпур, вкратце объяснил свой предполагаемый маршрут народу и нашел на удивление себе попутчицу, Наталию Бенционову из Киева. Её компания меня вполне устроила, и мы купили билет на поезд, а после гуляли по Дели.
        В этот день я приобрёл книги: "Master your English grammar" (новое издание) и дискурсы Кришнамурти "Tradition and Revolution". С Наталией мы ездили к зданию Делийского Парламента и "Главным воротам" Дели, а также вечером долго гуляли по Connaught Place, где познакомились с русскоговорящим индусом, с которым я выпил за дружбу Индии с Россией пару стопок классической родной водки "Эталон".


        11.01.05.
        Этот день был посвящён Дели. В индийской столице было около 22 градусов, и после Москвы она поражала шумностью, многолюдностью и отсутствием привычного холода. Мы с Наталией поехали смотреть "Old Delhi",- мусульманские районы за ж/д. вокзалом и знаменитый у туристов "Red fort"- впечатляющее военно-культурное строение мусульманской архитектуры.
        Билеты туда для иностранцев стоили 150 рупий (около 3$), но внутреннее содержание музеев "Красного форта" и его убранства, конечно оправдывало эти деньги. Я впервые побывал там и был восхищён музеем восточного оружия: нигде ранее не встречал таких причудливых форм ножей и сабель, а также уникальных конструкций огнестрельного вооружения. В форте 4 музея.. стоила внимания и выставка восточных миниатюр, и картинная галерея, и кафе, в которых было приятно отдохнуть. Мы пробыли там довольно долго, а после пошли гулять по улочкам "Старого города". В действительности он не сильно отличен от "New Delhi"- того района, который индусы зовут "Paharganj", как и везде тут изобилие торговых лавок, машин, коров, всего того, без чего восток не Восток…
        Так прошёл почти весь день, а вечером мы сели на поезд, который отправлялся в совершенно другую Индию, вернее в один из её северных штатов (Uttar Pradesh), не такой людный как штат "Haryana", и не такой туристически раскрученный…


        12.01.05.
        Индийские вагоны второго класса без а/с. имеют 3 спальные полки, т.е. в плацкарте получается 6 мест + 2 боковых. Билеты в такие вагоны стоят очень дёшево, даже по меркам небогатых индусов, поэтому почти всегда в поездах людно, и народу оказывается больше чем 8 пассажиров. Второй без а/с. оборудован системой вентиляторов, и вполне удобен для поездок. Second class с кондиционером стоит существенно дороже (в 3-4 раза), в вагонах там купе, но немного находится желающих переплачивать за это удобство, тем более зимой.
        Мы с Наталией ехали от Дели до Горахпура всего одну ночь, отлично выспались, и утром были в небольшом городе, который интересен скорее как соединительный пункт по пути в Непал или Варанаси, поскольку сам Горахпур далёк от красот туризма. Это обыкновенный индийский провинциальный городок, изобилующий в тёплое время очень крупными комарами и пылью. С ж/д. вокзала Горахпура мы сразу отправились на автовокзал и на первом автобусе поехали в местечко Кушинагар. Тут было не жарко, около 17 градусов, радовали глаз возделанные поля, маленькие деревушки, та естественность, с которой жили люди на этой земле…
        О Кушинагаре я долго думал в России, в первую очередь, потому что в прошлое путешествие проезжал совсем недалеко от него, но так и не сообразил заехать. Это одно из главных 4-х святейших мест в жизни Гаутамы Будды. Именно в Кушинагаре он умер, отошёл в Махапаринирвану и был кремирован. В Кушинагаре Он сказал умирая свою последнюю проповедь, которая прозвучала в одной фразе: "Будь светом самому себе.".. и я пытался осознать, а что это значит для Просветлённого существа? Любой умный и преуспевающий в жизни человечек может тоже заявить не без гордости, что он свет себе, он знает законы успеха и т.д. Но Будда не учил религии слов, он говорил о опыте, который происходил из образа жизни, из действительного поиска ответа на вопрос: А что же стоит за пределами жизни и смерти… Об этом легко сказать, но практически невозможно передать в словах. Его "студенты" учились, просто молча, находясь в его присутствии, слушая его поучения, наблюдая за его жестами, и смотря в сущность всего происходящего… сквозь него, как земного человека, на то редчайшее цветение человеческого естества, которое полностью раскрылось перед вечностью и исчезло в ней…
        В русских преданиях говорили о цветущих папоротниках в ночь Ивана Купалы... увидеть такой цветок, необычное явление… оно в действительности так же редко, как и возможность просветления, как и действительное бытие Будды.
        Просветление Будды не рождается в сердце, не вытекает из образованности или умозаключений и его нельзя культивировать, занимаясь тренировками физического тела… и на нашем российском севере мы не знали такой формы "образования" как восточный даршан - простое присутствие рядом с Просветлённым человеком. Тут нет причин для интеллектуальных споров, нет ненависти, есть только видение происходящего, внутреннее свидетельствование ученика… и тогда однажды может произойти то, что невозможно передать в словах, тогда свет Будды и его ученика могут стать одним целым…
        В Кушинагаре мы с Наталией отправились первым делом на поиски гостиницы и вскоре нашли недорогой "International Guest House", в котором почти не было постояльцев в связи с зимним холодным сезоном. Весь остаток дня мы гуляли по этому уникальному местечку, строения которого состояли главным образом из храмовых комплексов - Буддийских монастырей всех стран, которые исповедуют учение Будды. Я нашел там очень приятный Непальский ресторанчик с традиционной северной кухней, обошел, многие храмы и побывал на месте кремаций буддийских монахов, которое сейчас больше напоминает археологический памятник.
        Вечером в гостинице, где мы остановились, а также во всём Кушинагаре отключился свет - обычное, в общем, для Индии явление. Мы тогда пожелали друг другу спокойной ночи и отправились спать по своим комнатам.


        13.01.05.
        Проснулся я с рассветом и сразу отправился к храму, построенному на месте, где по преданиям Гаутама Будда оставил своё земное тело. В это время суток стоял лёгкий туман, и вся земля казалась очаровательно призрачной. Не было видно теней, не было видно ничего, что находилось далеко на расстоянии, была свежесть… покой, внутренняя радость чистоты сознания…
        Возле ворот в комплекс храма мальчишки уже продавали разные сувениры. Я купил у одного пачку свечей и отправился гулять по парку. Сам главный храм не такой массивный, внутри него находится статуя Будды в спящем положении. Туда можно свободно зайти любому человеку для медитации, или молитвы. Множество приезжающих паломнических групп организуют там свои службы, поэтому в храме нет атрибутов какой-либо отдельной страны, или нет символики тибетцев, ланкийцев и т.д. Место, где Гаутама Будда ушёл в Махапаринирвану принадлежит одинаково всем, несмотря на многочисленные направления во взглядах буддийских школ.
        Я также долго просидел там, в такое время людей было совсем мало, и совершенно не было посторонних туристов, никто не мешал медитации. Вокруг храма множество руин - остатков ступ (строений, символизирующих учение Будды), которые принадлежат к эпохе очень раннего буддизма – началу первого тысячелетия, или раньше. Эти строения видимо были уничтожены в 12 веке мусульманскими "покорителями востока" и обнаружены только во времена колониально - британской Индии. Британское правительство не стремилось стереть реальное историческое прошлое, так в итоге был и создан парк Кушинагара, который существует в наше время. Я нашёл в парке уютное местечко, откуда можно было созерцать почти весь комплекс и поставил там на траве купленные свечки. (сделал маленький семисвечник)
        По Индии я всегда возил с собой специальный медитационный коврик, который приобрёл в Пуне, он идеально подходил, если его постелить траву. Так я начал своё утро в Кушинагаре, я не думал тут ни о прошлом, ни о том, что там может случиться в будущем, вообще вернусь ли я живым и здоровым из Индии в Россию…это всё было совершенно несущественно. Я чувствовал себя здесь просто как один из учеников,.. исчезли исторические эпохи и время, и страны…осталось это утреннее серо-голубое небо, очертания храмов и деревьев, размытых туманом, остались мои горящие свечи и тот мир, который выпал из времени земного измерения.. С этого события и началось по настоящему моё "путешествие золотой луны". Так же как когда-то принц Гаутама Шаккья-Муни, я посвятил себя в искатели…
        Сидеть в одиночестве мне впрочем, удалось недолго. Вскоре появился один из мальчишек-торговцев, привлечённый видимо горящими огоньками, он подошёл с твёрдым намерением продать мне что-нибудь. Покупать совершенно ничего не хотелось, мне тогда полностью хватало всего от мироздания, но он был очень настырен и не собирался оставлять человека сидящего без суеты в одиночестве. Это был в действительности яркий пример того, как изменилась Индия в своём миросозерцании. Из страны создавшей величайшие философские школы и имевшей таких учителей как Кришна или Будда, она превратилась в страну нищеты, мусульмано-христианского торгашества. Дело здесь не в названиях религий, это простое отношение, когда люди изначально не хотят признавать ничего, что не приносит им прибыли, и при этом не собираются уважать мир другого человека. Я пытался ему объяснять, что ничего не собирался тут покупать, но это его только распаляло к новым попыткам. Кончилось дело тем, что пришлось подбирать с земли маленькие камешки и устроить из него мишень, другого способа я, увы, найти не смог.
        После я уже и сам не хотел долго засиживаться и отправился смотреть по порядку монастыри Кушинагара. Так побывал в Тайском, Бирманском и Тибестком монастырях, а после в музее истории буддизма, который построен в японском, "Дзенском"стиле и имеет замечательные фотографии японских храмов и садов. Днем встретил Наталию и после обеда мы пошли посмотреть индуистский храм Шивы. Он был заперт, но с задней стороны рос большой куст марихуаны (индийской конопли). Мы пофотографировались возле этого синтеза храма и природы и сорвали немного травы, чисто на пробу.
        Весь Кушинагар довольно небольшой, его легко можно обойти за день и поэтому к вечеру мы успели побывать везде. Пришли в свою гостиницу уставшие и познакомились там с пожилым буддийским монахом, который пригласил на чай и на беседу. Я узнал из разговора с ним, что випассана и прочие медитационные группы проводятся в Кушинагаре только в сезон, когда приезжает много паломников, зимой же даже многие монастыри остаются полупустыми, т.к. монахи разъезжаются по Индии и по другим странам.
        Ближе к ночи мы с Наталией решили заценить качество сорванной травы. Так как она была свежая, то не хотела раскуриваться и пришлось её просушивать методом "ложки и свечки". Я сам тогда впервые увидел такой способ получения продукта, но в итоге получилось нечто похожее на лёгкий план, но может это просто ночь была прохладной, а я устал за день от походов, было вообще безо всякого плана хорошо!


        14.01.05.
        На первом автобусе мы поехали из Кушинагара в Горахпур и далее к Непальской границе в пограничный посёлок Суноли. Вся дорога заняла около 5 часов и далее нужно было проходить паспортный контроль на индийско-непальском чек-посте.
        Поскольку визы имелись многовыездные штампики в паспорте с обоих сторон получить было нетрудно, а также не вызывало проблем попросить бесплатную визу в Непал на 3 дня. (Немногие знают о такой возможности халявы. Обыкновенная полугодовая виза стоит 30$, но на 3 дня возможна также "рекламная виза", и далее, если получаются несколько лишних дней в Непале, то за каждый по закону нужно заплатить 1$. Так выгодно получать визу, если планируешь пробыть недолго в стране.)
        Первым делом на Непальской территории мы поменяли немного денег в местные рупии и я наконец дорвался до замечательного пива, которое производят здесь по европейским лицензиям. Качество его несравнимо с подобной продукцией в Индии, а цена примерно одинаковая.
        После посещения бара мы поехали в Лумбини - другое святейшее место в истории буддизма. Гаутама Будда родился именно в Лумбини, месте, которое сегодня превратилось в землю буддийских храмов и монастырей. Когда-то тут было только небольшое поселение и лес, в котором пути в Капилавасту - бывшую столицу королевства (в 27 км. от Лумбини), и родился будущий принц, ставший больше чем любой другой правитель земли…
        От Суноли Лумбини находится на расстоянии около 30 км. Вечером мы наслаждались радушным приёмом непальцев. Остановились там в замечательном гест-хаусе, который я знал по прошлому году, и хозяева которого умудрились даже запомнить меня в лицо. Я погулял по посёлку, но слишком далеко в этот вечер не ходил, хотелось побольше сил оставить на следующий день, поэтому я дегустировал различные сорта пива и местные блюда, болтал с хозяевами гостиницы и туристами…


        15.01.05.
        Проснулся очень рано, перед рассветом, и отправился к комплексу на месте которого родился Принц Гаутама Шаккья-Муни. Вход туда для паломников бесплатный. Утреннее время замечательно для встречи солнечного рассвета на крыше-площадке главного строения. Там можно медитировать или просто смотреть на небо, на парк вокруг места рождения Будды. Народу утром приходит совсем немного, поэтому вся обстановка очень спокойная и естественная. Тут, на медитационной площадке, я тогда вспоминал, как прошёл этот год, в отношении работы и всего, что может происходить в жизни. И почему-то почувствовалось, что вся та внутренняя тяжесть, которая происходит от всяких мелких житейских неудач, вся стрессовость и монотонность житейского "дерьма", ничто по сравнению с бесконечностью целого мироздания, ничто по сравнению с тем миром, в котором я нахожусь сейчас. Всё то, что я реально считал своими страхами и проблемами исчезнет здесь и сейчас, как исчезает сумрак от солнечного восхода, и тогда останется... останется ясное небо существования, и останется солнце… Так по крайней мере случится сегодня, в эти мгновения не имеющие временного измерения
        Я побывал возле "market place" и обошёл руины старого храма, которые находятся внутри главного комплекса, а также после обошёл площадки с остатками фундаментов буддийских ступ и посидел на берегу пруда. Храмово-монастырский парк Лумбини довольно большой по протяжённости и вытянут в форме овала. Если считать за одну из сторон храм места рождения Будды, то противоположную сторону венчает огромная японская Шанти ступа – символ мира и благоденствия для всех людей на земле. По пути к этой ступе большое количество замечательных храмов многих буддийских стран, и если идти назад по "овальной" дороге, то встретишься с другими комплексами. Такой трекинг можно назвать, наверное, одним из самых интересных из существующих на земле, ведь тут путешествие происходит не только внешне-географическое, по землям буддийских государств, но и внутреннее, по самой сути понимания учения о Просветлении в разных исторических культурах. У меня так прошёл весь день, трудно пытаться рассказывать о нём в деталях, я останавливался во многих храмах, занимался медитацией, беседовал с монахами и туристами, просто отдыхал и наслаждался красотою Лумбини.
        К вечеру опять вернулся на крышу главного комплекса для того, чтобы посмотреть солнечный закат. Не в пример утру, народу было значительно больше и тут я заодно встретил Наташу, которая тоже весь день гуляла по Лумбини самостоятельно. Мы не мешали друг другу своей "компанией", которая в таких местах только притупляет действительное восприятие. После встречи мы походили по магазинчикам с целями покупок и поужинали в одном из местных, колоритных по непальски, ресторанчиков.


        16.01.05.
        Рано утром пошли с Наталией опять встречать восход солнца на медитационную площадку главного комплекса, а после расспросили местных жителей, как можно добраться до Суноли. Дело в том, что в это время как раз в Непале началась очередная стачка, и движение транспорта по всем основным дорогам правительство приостановило. Это реально грозило нам задержкой на неопределённый срок, может быть 1-2 недели. Такое совсем не устраивало и в итоге мы сторговались с велорикшей, который отважился на то, чтобы провезти 2-х человек 25 км. Дорога нам обошлась в копеечку, но впрочем, была достаточно интересной и приятной. Когда это же расстояние едешь на автобусе, то очень многое остаётся без внимания, а главное, в автобусе нет открытого вида на небо, нет ветра и ощущения реального присутствия на земле.
        В поездке мы много шутили, прикалывались, слушали музыку на Натальином плейере, и так благополучно добрались до границы. Там я опять дорвался до непальского пива. На этот раз надо было его отведать, как следует, ведь был день прощания со страной! Короче все оставшиеся непальские рупии там были пропиты…
        Таможню в Индию мы прошли без проблем и легко нашли автобус, следующий в г.Горахпур. Далее я планировал поехать в Бодхгайю, но по ходу дела выяснил, что прямого транспорта туда нет, и решил поехать сначала в г.Варанаси. От Горахпура до Варанаси мы ехали почти 5 часов и добрались до "Вечного города" уже поздно вечером.         Первым делом к нам подскочил рикша и стал предлагать свой сервис. Деваться всё равно было некуда, мы поехали к месту кремаций, возле которого много недорогих гест-хаусов. Рикша , увы, привёз немного не туда, куда я его просил, и нам пришлось пройтись по ночной набережной Варанаси с рюкзаками пару км. до действительно хорошей гостинницы, которая мне понравилась в прошлом году.Мы решили вопросы с размещением, а позже ужинали на крыше-ресторане этой гостинницы. Виды Варанаси были прямой противоположностью Непалу и Горахпуру, из мира тишины и медитации мы попали в мир неподражаемо шумных и оголтелых индусских улочек.


        17.01.05.
        День начался с прогулки по набережной. Мы смотрели старые здания, храмы, берега Великого Ганга, а после углубились в городские улицы и умудрились там потерять друг друга. Я тогда решил не тратить времени и съездить в Сарнат - место, где Будда впервые проповедовал своё учение. От Варанаси оно в 10 км. и на автобусе можно добраться туда очень быстро. В Сарнате я первым делом как следует поел в тибетском ресторане и после обходил храмы.
        Возле главного комплекса стояли молодые люди, собиравшие пожертвования для помощи жертвам цунами.. Действительно я тогда положил им немного денег не задумываясь. В целом на жизни Индии проблемы от цунами никак почти не отразилась, по крайней мере, нигде не было заметно обеспокоенности или паники по поводу возможных болезней. События 25-26 декабря 2004 г. шокировали мир и "отзывчивую" Россию, конечно, не потому что действительно всё так ужасно, а потому, что средства массовой информации создали из этой проблемы настоящее шоу для телевизионных наркоманов… ведь почти никто из смотрящих про цунами по телевизорам никогда в жизни не побывал в Азии, не представляет себе и близко восточный менталитет и образ жизни, и тем более реально не способен ничем помочь этим людям. Но существует "матрица» общественного сознания - контроль умов и эмоций, формирующий "общественное мнение" - он иллюзорен и в действительности далёк от настоящей реальности. Тут, в Сарнате, как в никаком другом месте остро понимался мир, который Будда называл "великой иллюзией", "тёмной ночью души".Его проповедь, которая когда-то прозвучала здесь была направлена на осознанность, на рассеивание тьмы невежества в человеческом сознании…
        Сарнат также одно из 4-х святейших мест буддизма, но по территории он совсем небольшой и достаточно 3-4 часов, чтобы побывать во всех исторических местах. Помимо общеизвестных руин древних буддийских ступ и главного храма там несколько замечательных тибетских монастырей, а также Тайский, Ланкийский, Бирманский комплексы, и один из моих любимых японский Дзенский храм. Там я был в этом году второй раз, и, как и год назад, долго просидел внутри в молчании…
        К вечеру вернулся в Варанаси и встретился в гостинице с Наталией. Мы опять отправились на прогулки и были приглашены послушать концерт индийской музыки. Стоило это не настолько дорого, но Варанаси всегда славился, как город музыкантов, отказаться было невозможно. В холле одного из домов на набережной нас встретили 3 исполнителя: флейтист, барабанщик и мастер ситары, их собрались послушать около 20 человек…
        Когда начался концерт время для меня исчезло, музыка Варанаси уникальна, ей мало аналогов даже в самой Индии. Это особая музыка медитации, которая рождается от близости смерти, от ежедневного видения сотен горящих в кремациях человеческих тел на берегах Ганга, от очень острого переживания жизни и её завершения. Такая музыка имеет огромное воздействие, она помогает действительно взлететь над землёй, надо всем, что происходит на улочках вечного города, над потоком собственных мыслей и обыденности. Когда я слушал этих музыкантов, то мысленно вспоминались многие "напряги" моего финансового рабочего сезона, и здесь, в Варанаси, они казались до смешного ничтожными..,а когда поздно вечером мы возвращались с концерта в гостиницу, то на улице подошёл нищий, он просил 2 рупии (1руб. 50 коп.), просил для того, чтобы выпить стаканчик чая, потому что ночь была действительно прохладная, даже для европейцев. Этот нищий был не старым, но видимо не имел в это время другого способа сохранить свою жизнь, как попрошайничать и подходить к незнакомым ему людям с просьбами. Я ему конечно помог, получив при этом также большой внутренний урок для себя.


        18.01.05.
        Проснулись мы пораньше, до солнечного восхода и встретились в гостинице на "reception place". Время было самое подходящее для утренней прогулки на лодке по Великой Ганге, и для встречи солнечного восхода. Множество туристов в Варанаси проделывают такую экскурсию каждый день и поэтому для местных жителей извоз на лодках давно превратился в бизнес.
        Утренняя река и набережная почему-то всегда восхищают своим особенным "шиваитским" колоритом, необыкновенностью... Мы катались около часа, наделали множество фотографий с лодки и, в общем, получили от этого массу удовольствия.
        Днём я навестил шёлковую фабрику, в которой приобрёл индийскую рубашку - кухтку. На Наталию продавцы там сразу обратили особое внимание, в итоге она отоварилась парой очень красивых (на мой взгляд) восточных платков и разными мелочами. Мы долго пили чай и болтали о жизни с продавцами этого небольшого заведения, а также в итоге получили у них статус постоянных клиентов.
        После обеда и продолжительных блужданий по улочкам мы нашли интернет-кафе в котором и зависли на часок. Удосужились там познакомиться с израильтянином Сашей, который уехал из Москвы с родителями около 10 лет назад, и теперь почти год как жил в Индии, учился музыке в Варанаси. Саше было всего около 22-24 лет, и с Наталией они быстро нашли много общих тем для разговоров. Она также была подданной Израиля, хотя и жила в центре Киева (простите мне такие подробности.)
        От Саши я узнал о существовании в Варанаси зала картин Николая Рериха в университетском музее, и мы загорелись идеей побывать там. Сама университетская часть города довольно чистая и современная, не в пример набережной. Музей во всех отношениях оказался великолепен: помимо довольно малоизвестных картин Рериха, многих из которых я ранее не видел даже в репродукциях, в этом музее большое собрание живописи и древней скульптуры, различных предметов искусства, там нам было чем насладиться. Ближе к ночи опять встретили в городе Сашу, он рассказывал о музыкантах и даже познакомил нас с некоторыми из них, с теми, концерт которых мы слушали вчера.         Наталия планировала далее отправиться в Каджурахо и, поскольку в мои планы не входила такая экскурсия, мы с ней на какое-то время расставались. Я не собирался отговаривать от поездок человека, который впервые приехал посмотреть страну, в первую очередь, потому что и сам не стал бы слушаться никаких советчиков, которые захотели бы попытаться свернуть мой маршрут поездки.
        В Индии, если людям по пути в дороге, они могут стать добрыми спутниками, и в дальнейшем так же легко расстаться. Тут нет собственничества, нет желания доминировать над жизнью и судьбой другого человека, остаётся только гармония, радость от встреч и прощаний, они случаются сами по себе, как случается иногда сближение звёзд в небе, или стеблей бамбука от порыва пробегающего ветра.


        19.01.05.
        Этим утром я как следует выспался и никуда не спешил. Погулял по набережной, позавтракал в ресторане, заказал билет на поезд до станции Гайя. Несколько часов просто просидел на набережной, наблюдая за рекой и проходящими людьми. Интересно, что индусы даже мало пытались приставать с вопросами, видимо за несколько дней они привыкли к моим прогулкам вдоль реки, а также чувствовали, что я был не настроен в это время для объяснений и ответов на дурацкие вопросы.
        Поезд отправлялся в 3 часа дня, но в действительности он опоздал на 4 часа, я ждал ещё возле ж/д. вокзала, смотрел на народ и читал книгу Кришнамурти "Традиция и революция". Время проходило в таком ожидании, как и всегда, я к тому, что можно назвать это бессмысленным: стоишь ли в очереди в России или ждёшь поезд в Индии и т.д., но почему то на востоке для меня не существовало бессмысленной траты времени, я смотрел на множество людей, копошащихся вокруг, а также одновременно я наблюдал тогда за собой, я чувствовал себя со стороны, глазами человека из толпы, и я видел, что этот мир беспорядка и суеты только в действительности как "вершина айсберга", в глубине он неизвестен, и только очень немногие приоткрывали завесу тайны причин и следствий происходящего…
        Когда поезд прибыл, он был довольно переполненным, пришлось прогонять со своего места пассажиров "общего билета". В Гайю мы добрались только к 12 часам ночи (вместо 8 вечера, как было в расписании). Европейцев со мной по пути прибыло достаточно и всех волновал один вопрос: где тут остановиться на ночь? У большинства, как и у меня, имелись гиды-путеводители... в итоге многие остались на ночёвку в одном из недорогих гест-хаусов.
        Я познакомился в этом коротком пути с современной европейской парой: парень был из Франции, а его подруга (girlfriend) из Греции, они подружились по интернету, и теперь вместе путешествовали. Перед сном я посидел с ними в местном ресторане с лёгкими и острыми индийскими закусками. Общий смех там вызвало, когда "официант" (он же и уборщик, и т.д.) стал объявлять цену за ужин… Он не имел bill с напечатанным перечнем, но очень громко сказал по английски "23", это было сказано с такой интонацией, что мы потом ещё несколько раз переспросили, а сколько? Каждый раз он так же наотрез категорично повторял -"23", пока мы дружно не залились в ресторане хохотом. Сумма в 23 рупии равна 15 русским рублям, за полноценный ужин это совсем немного, но эта категоричность и такая манера ведения бизнеса, повергла в неописуемый восторг представителей из стран более "продвинутого менеджмента".


        20.01.05.
        Из Гайи в Бодхгайю, как оказалось утром, можно доехать только на моторикшах. Хотя расстояние между населёнными пунктами было совсем небольшим, по этой дороге не ходило никаких автобусов. Штат Бихар славится в Индии своей преступностью, видимо отмена автобусов также включалась в меры безопасности.
        Утром я сел в одну из индийских "букашек-рикш" и через час был в самом центре буддийского мироздания - месте, где Принц Гаутама стал Просветлённым, стал Буддой.         Первым делом хотелось избавиться от тяжёлого рюкзака, найти подходящую гостинницу, местные мальчишки в этом вопросе меня не оставили без внимания, проводили в неплохой но и не слишком дешёвый гест-хаус. Я сильно тогда не хотел торговаться, просто положил рюкзак в одной из понравившихся комнат, переоделся и взял лёгкую походную сумку с фотоаппаратом и вещами первой необходимости.
        Первая в жизни встреча с Бодхгайей для меня значила слишком много, наверное, столько же, как для Симбада-морехода встреча с Гипербореей… Целый день я шлялся по храмам и монастырям, долго просидел возле главного "Храма Махабодхи" и дерева, под которым случилось просветление Будды. Первый день тут был подобен быстро выпитому глотку сока в жаркие время; трудно почувствовать его вкус, настолько он желанен при жажде, что нет классификаций и попыток анализирования.. я тогда просто целиком окунулся в мир своей мечты, в мир буддизма, такого, какой он есть в действительности и такого, каким он существовал тысячелетиями.


        21.01.05.
        Комната, которую я арендовал, была довольно уютная, и по-домашнему спокойная. Я больше никуда не спешил, не строил планов дальнейших поездок, а позволил себе расслабиться и привести в порядок все дорожные вещи. В этот день я позанимался английским, т.е. прошёл несколько уроков по книге "Master your English Grammar", впоследствии пытался заниматься по этой полезной книженции регулярно, насколько позволяло время остававшееся от экскурсий и всего остального.
        Днём посвятил много часов обходу монастырей и храмов, побывал во многих из них, какие не были слишком удалены от центра Бодхгайи.


        22.01.05.
        Встретил индийских мальчишек, которые помогли подыскать мне гостиницу, и мы совершили небольшую экскурсию на противоположный берег реки в храмы "Травы" (которую один из браминов, когда-то предложил Будде для медитации) и в храм "Молока", тот который построили на месте, где Будде была предложена пища после длительного аскетического поста и суровых шестилетних медитаций. По пути я также навестил Корейский и Бирманский монастыри и заказал для ребятишек обед в местном тибетском ресторанчике.
        Вечером долго просидел возле дерева Бодхи, оно выросло из отростка того, первоначального дерева Будды и почитается как одна из реликвий. Тут много паломников со всего света. С раннего утра и до вечера проходят службы на разных языках, но никто не мешает друг другу, нет ругани, суеты, нет индийского шума и домогательств. Парк вокруг храма "Древа Просветления"- особый мир медитации, встреч, это мир в котором учатся говорить, не используя земных языков…


        23.01.05.
        Погода в это время на севере Индии очень неустойчива: утром может быть прохладно (нужна тёплая куртка), а днём становится жарко, или наоборот, появляются облака, и начинается дождь с промозглым ветром. Я тогда ещё не слишком акклиматизировался после московских морозов, и эти перепады здорово влияли на самочувствие.
        Днём опять к моему гест-хаусу прибыли мальчишки-гиды с предложением посетить пещеру Будды, где он несколько лет занимался аскетизмом. Идея была неплохая, но когда мы выехали на тонге (повозке с лошадью), то пошёл настоящий ливень. Они пытались убеждать, что он ненадолго и т.д., но я, почему то решил тогда вернуться назад. Чувствовалось, что начинаю простывать, пришлось пить разные мед. снадобья, которые в озобилии захватил с собой из дома. В Бодхгайе этот день был замечателен тем, что сюда приехал глава тибетцев - Его Святейшество Далай Лама. Для того, чтобы на него поглазеть прибыло множество туристов и паломников, так что в центре было очень оживлённо. Я тоже, конечно, не удержался и принял участие в этой встрече, т.е. встал вдоль дороги, по которой проходила процессия Далай Ламы. Он всех приветствовал, улыбался, он проходил от меня всего на расстоянии вытянутой руки, так что при желании можно было бы прикоснуться.


        24.01.05.
        Праздничный день в Бодхгайе. Множество тибетцев приехало именно в это время зимнего полнолуния и даршана Далай Ламы из дальних уголков Индии, Непала, многих других стран. В парке храма Махабодхи царила очень торжественная, радостная обстановка. Люди приходили пораньше, чтобы занять места на даршан.
        Далай Лама говорил примерно около 2-х часов на тибетском, он сидел на возвышении возле дерева Бодхи и был хорошо виден из многих точек парка. Я нашёл удобное место, откуда хорошо было видно и сам даршан и собрание тибетских монахов, которые окружали престол Далай Ламы. Зрелище выглядело великолепно, тут совершенно не требовалось языковых переводчиков, достаточно было одного наблюдения за происходящим, слушания спокойной и волнующей проповеди на незнакомом языке, которая чувствовалась близкой и понятной без всяких слов. После даршана тибетцы устроили небольшое угощение для всех присутствующих: они раздавали фрукты,
печенье, сок и плакаты с буддийскими танками (иконами). Поскольку я сидел в поле досягаемости до всего, то мне, как европейцу надарили больше чем того хотелось.
                В обед я отправился в гостиницу и немного там отдохнул, а также позанимался английским. Недалеко от центра Бодхгайи расположены 2 японских храма, они оба потрясающе красивы по архитектуре и по особенному медитационному настрою. В один из них я пристрастился ходить регулярно для медитации "Задзен". Она проходила каждый вечер с 17 до 18 (один час), в специальном храме с соблюдением всех японских традиций.         Приходить и учиться делать Задзен могли абсолютно любые люди, независимо даже от вероисповедания. В этот день я также побывал там и после поговорил с японским учителем-монахом, который проводит медитационные занятия. Ему можно было задавать любые вопросы по практике и дисциплине Дзен. Внутренний опыт этого дня был особенно сильным: то состояние безмолвия, гармонии, которое редко достигается практиками, пришло само, без усилий и тренингов. Когда я вышел на улицу из японского храма, то увидел безоблачное небо и огромную полную луну, все ступы и здания приобрели в её свете совершенно неповторимый оттенок, они казались как-будто пришедшими из другого измерения реальности. Я прошёлся пешком к огромной каменной статуе Будды, которую построили в Бодхгайе также японцы,и она выглядела как сияющий гималайский пик, как то,что я не мог бы придумать даже в своих самых смелых мечтах, оставаясь в России и рассуждая оттуда о буддизме…
        После я отправился к главному храму и к дереву Бодхи. Там при свете полной луны всё выглядело также подобно сказке, хотя большое количество электрических фонарей нарушало естественность ночи. Я обошёл вокруг храма помедитировал внутри него, у статуи Будды и отправился к пруду, который находится возле медитационного парка, очень близко от храма Махабодхи. Там в это время было немного посетителей, и я удобно устроился для созерцания воды, которая отражала полную луну, рыб, плавающих в пруду, и всего, что могла показать эта особенная и первая в году ночь индийского полнолуния.         Недалеко горели несколько свечек, они стояли прямо на каменной ступеньке возле кромки воды, они все горели совершенно по разному, я почему то тогда обратил на это внимание, и решил понаблюдать как завершится горение. Ведь и жизнь человеческая часто подобна свече на ветру, трудно предугадать её протяжённость… Горящей свечой можно назвать и человеческие чувства, эмоции, знания, всё то, что случается во внутреннем мире, то что почти всегда ошибочно ассоциируется с собственной сущностью, но в действительности это только реакции на окружающее, это не настоящий поиск того, что не рождается и не умирает.
        Когда однажды Будду попросили объяснить что такое конечная Нирвана, Он взял горящую свечу и задул её.. именно так случилось и с Ним, когда исчез в подобную ночь полнолуния под деревом Боддхи принц Гаутама Шаккья-Муни, исчез как человек со всеми своими земными амбициями, с жаждой искательства и вопросами, а осталось в итоге одно бессмертное естество - то, чем Он был в кульминации своих исканий, и был изначально. Свеча погасла…остался только Будда.
        Однажды подобное происходит с каждым разумным существом, со всеми по разному, потому что нет абсолютно одинаковых душ, и пределы времени в мироздании не ограничиваются одной или немногими жизнью и смертью… В итоге долго горит один и тот же огонь, одна свеча, волнующаяся от ветра…
        Я наблюдал тогда возле пруда как некоторые свечи гасли быстро, не догорев и до половины, некоторые сопротивлялись ветру, и от его небольших порывов разгорались только сильнее, а некоторые горели по собственным, только им понятным законам. Когда в итоге свечек осталось три, я попытался угадать, какая погаснет последней, и в итоге проиграл в своих предположениях. Та свеча, что казалась уже сгоревшей и растаявшей в лужицу воска, вдруг, почему-то начала гореть этим, уже выгоревшим воском, и она горела настолько долго, что я даже устал смотреть. Посмотрев в небо и на луну я глубоко вдохнул воздух и прекратил при этом чего-то ожидать, вспоминать, строить предположения, просто думать. Та свеча за это мгновение неожиданно погасла сама, я даже не заметил как. Это был тогда мой естественный мир "таковости", так случалось..., и все такие незначительные мелочи, которые могут немного утомить читателей моего путешествия, на самом деле были важны. Ведь ради таких вечеров и "незначительностей" я и оказался за тысячи километров от дома, от комфортабельной жизни в России.
        После этим вечером я обошёл вокруг священного пруда Будды, и отправился помедитировать перед сном под деревом Боддхи. Встретил тут Наталию, которая, побывав в Каджурахо, приехала на свидание с Далай Ламой и может быть также со мной. Встреча, конечно, была полной неожиданностью, тем более в этот вечер. Мы долго потом гуляли по Бодхгайе и разговаривали о разных впечатлениях от поездок. Она собиралась остаться в Бодхгайе на несколько дней, и мы никуда не спешили. Всё было замечательно само по себе: это небо, это священная земля Будды, это полнолуние, и звёзды, и космос человеческих отношений



Для чтения продолжения дневника кликните на надпись "визуальный тур".

 

Визуальный тур

Фотографий: 5

 
  Osho meditations, sannyas sharing

На сайте сейчас посетителей: 1690. Из них гостей: 1690.

Создание и поддержка портала - мастерская Фэнтези Дизайн © 2006-2011

Rambler's Top100