Русский ОШО портал
Rambler's Top100

Путешествия  > Дневники > "Adventure of the Golden Moon". > Продолжение дневника.

        25.01.05.
        Утром мы опять встретились с Наташей, я зашёл к ней в гест-хаус и пригласил на службу Далай Ламы. Возле храма Махабодхи народу было очень много, но в этот раз
Далай Лама находился внутри храма, его нельзя было увидеть. Служение транслировалось через аудио систему, т.е. в любом месте храмового парка можно было всё слышать. Наталия была счастлива тем, что дорвалась до возможности получить множество интересных фотоснимков. Действительно лица тибетцев и их народные одежды были там очень колоритными.
        Я остался на несколько часов опять в одиночестве и пристроился на своём медитационном коврике возле древних буддийских ступ. Оттуда где сидел было замечательно видно дерево Боддхи, главный Храм, но вокруг меня не сновали толпы посетителей, а росли только цветы и было уютно, чисто. Там я неожиданно вспомнил себя в юности, в возрасте 17-18 лет, когда в руки впервые попалась буддийская "Дхаммапада" - тоненькая книжечка, содержащая суть Учения Будды… В 1980-х годах такие книги не продавались в России, для того, чтобы найти русскоязычные аналоги этого творения я несколько раз посетил читальный зал Ленинской библиотеки в Москве, где отыскал одно из дореволюционных изданий и перевод Юрия Рериха, сделанный в 60-х годах. По сути, для того, чтобы узнать, о чём говорил Будда я долго сидел со словарями над англоязычным изданием и уж конечно не мог мечтать о путешествии на Восток, в страну Будды, в наиглавнейшее место Его Учения.
        Я вспомнил свою квартиру, всю её обстановку до мелочей, какой она была когда я был восемнадцатилетним со своей жаждой поиска ответов на вопросы о том, что же есть Истина… тогда на дворе было совершенно другое время, и за такие интересы, если их излагать открыто, можно было поплатиться не только лишением заработка и проблемами в обучении, но и разбитостью всей последующей жизни с клеймом антирусско-советчика.         Это время исчезло подобно сну, оно превратилось в "новейшую историю советского застоя и перестройки", страхи и недозволенности, преследовавшие тогда превратились сейчас только в воспоминания. Тем более это было так здесь и сейчас - в Бодхгайе, когда я просто сидел тут и смотрел на дерево Боддхи, на тысячи самых различных людей со всего света, которые видимо также, хотя бы однажды задавали себе в жизни вопрос: "А что же есть Истина?".. Какое то время я просидел с закрытыми глазами и внутренне видел, что то, "советское" время, оно не существовало во мне, я жил в нём, но не был им. Я не верил и не мог внутренне служить всей той ахинее, которая выдавалась за чистую монету реальности. В 18 лет я чувствовал иногда мир, который находится внешне, за окнами, как монстра, который ждёт своей возможности и считает любые жизненные ошибки. С ним нельзя бороться, потому что его не коснёшься и не увидишь внешними глазами, но он также не вымышленный - это энергия человеческих намерений и мыслей, энергия слов, которые могут быть сказаны где-нибудь очень далеко, энергия идеологий правящих умами… и всё это тоже имеет своё "тело", тонкое тело.
        На несколько мгновений я опять стал тем прежним бедным русским юношей, Борисом Мартыновым, которому негде было зарабатывать на жизнь и не у кого было попросить действительного совета или помощи, над которым смеялись, потому что зарплаты, какую "честно и с учётом пенсии" платили за рабочую пятидневку порой не хватало на самые необходимые продукты питания. Юношу, которого заранее отнесли к разряду тех, "из которых не будет толку"… и ещё я вспоминал множество встреч общений, отношений, которые в итоге не приносили мне ничего кроме созерцания человеческой глупости…
        Я просто закрыл глаза в Бодхгайе и оказался в России, той, которая была со мною в повседневной действительности, и из которой не существовало никаких путей в Индию… потом как-то спонтанно открыл глаза и увидел ту действительность, которая меня окружала. За несколько минут произошло путешествие протяженностью в несколько лет, но здесь, в мире храма Махабодхи я не знал точно: толи моему "здесь и сейчас" приснился Борис, толи наоборот Борису Мартынову в далёком прошлом приснился Храм Махабодхи, как когда-то китайскому мудрецу приснилось, что он во сне был бабочкой… Одно из всего этого оставалось несомненным: я именно там, где и должен быть сейчас на этой мудрой земле. Я прикасаюсь к ней руками и чувствую присутствие вокруг множества людей, которые ничего не питают ко мне кроме любви. И сейчас происходит действительно так, как и должно быть в жизни!..
        Наталия сама отыскала моё местоприбывание и после того, как закончилась служба, мы решили съездить в пещеру Махакала. Далай Ламы ни я, ни она в этот раз не видели, но я не особенно тогда к этому и стремился, его присутствие в Бодхгайе уже, почему-то стало чувствоваться как само собой разумеющаяся обыденность.
        Мы арендовали велорикшу, который довёз до места, откуда до горы Будды и пещеры в которой он медитировал 6 лет было всего 2 км. пешком по сельской дороге. Прошли это расстояние мы быстро, но при подъёме в гору никак не смогли отвязаться от местного гида, предлагавшего свои тур. услуги. (Правда, он их предлагал корректно, прогонять человека было некрасиво.)
        Пещера оказалась очень небольшой и приятной, а само местечко в горе выглядело очень живописно. Мы после решили полазить по вершинам и, потратив на это несколько часов, посмотрели там всё, что можно. Сверху горы открывался замечательный вид на равнины Бихара, на небольшие деревушки и ухоженные поля. Такими они видимо были и при жизни Будды, на востоке изменения происходят медленно.
        Когда мы отправились назад, то по пути поймали методом автостопа такси, которое группа паломников из Ладака арендовала для экскурсионного тура. Они нас с радостью взяли за индийскую (дешёвую) плату. Перед Бодхгайей такси провезло нас к храму Вишны в Гайе - на месте этого храма Гаутама Шаккья-Муни по преданию остриг волосы перед аскетическими практиками и поиском бессмертия. В сам храм пускали только индусов, или тех, кто исповедует индуизм, нам оставалось созерцать его красоту снаружи.
Наталия устроила себе тут небольшой шоппинг, накупила всяких индусских сувениров для подарков и в итоге мы её несколько минут ждали всей группой. Когда стало смеркаться мы приехали в Бодхгайю к храму Махабодхи и попали ко времени, когда Далай Лама должен был проходить из медитационного парка в свою резиденцию.
Его ожидала вдоль дороги толпа паломников и туристов к которой мы также быстро присоединились и наделали фотоснимков этого шествия.
        День заканчивался, мы пошли в тибетский ресторанчик и совместили там обед с ужином, а частично и с завтраком. В общем поели от души и вкусно, а после долго гуляли по ночной Бодхгайе Часто ходили просто наугад, не зная определённой дороги, а на вопросы местных жителей о том куда хотим попасть легко показывали в любое из направлений. Небо было почти без облаков и сила света золотой луны превращалась в этих странствиях в нашего союзника.


        26.01.05.
        В этот день я проснулся пораньше, чтобы было достаточно времени для медитации у дерева Боддхи. Пробыл в медитационном парке довольно славно и заодно встретил там Наташу, которая, также проснувшись, пришла сюда. Мы позавтракали в одном из понравившихся ресторанчиков под открытым небом. Далее я собирался попробовать пройти курс буддийской медитации "Випассана", которая начиналась сегодня и проводилась в Тайском монастыре. Поскольку полный курс был длительным (10 дней), то Наташу он не устраивал по времени, и я даже не пытался предлагать ей такой опыт.
        Днём я собрал свои вещи в гест-хаусе, распрощался с его хозяином и отправился в Тайландский монастырь. Ознакомительно-вводная процедура заняла там около 3-х часов и в итоге всех желающих позаниматься Випассаной разместили на территории Тайского комплекса (народу было около 150 человек). Большинству мужчин, как и мне, было предложено пожить во время группы в подвале под главным храмом, где находилось довольно примитивное, но большое бетонное помещение в котором лежали циновки, постеленные прямо на каменном полу и антимоскитные сетки над этими циновками. Кому не хватило матраса (как и мне), менеджеры группы предлагали сходить в город и приобрести их в одной из лавочек у дороги.
        Для меня больше было шоком оставлять рюкзак на длительное время без присмотра, ведь в "комнате» находилось не меньше 40 человек, но с этим мне пообещали, что никаких проблем не возникнет. Из представителей "советских" стран я был только один, и за всю многолетнюю историю этого медитационного центра они не сталкивались тут с русскими. Как мне рассказали, однажды приезжал русский, желающий соприсутствовать на группе, но он не владел английским для нормального понимания групп-лидеров, и в итоге дольше первого дня он там не остался. Из присутствующих, зато я встретил там неожиданно большое количество американцев, англичан, израильтян, народ из стран Южной Америки и богатых европейских стран (Швеции, Германии, Италии).
        На вводной беседе всех распределили по небольшим группам к одному из 4-х групп-лидеров, только этому человеку в процессе курса разрешалось задавать какие-нибудь вопросы на дискурс-встрече группы 1 раз в день.
        По правилам Випассаны никаких иных разговоров с кем-нибудь не допускается, а также не разрешалось никому покидать территорию монастыря, чтобы не нарушался особый медитационный настрой. Все необходимые предметы групп-лидеры предлагали купить заранее в Бодхгайе и давали нам на это время до 19 часов вечера… Я купил матрас и антимоскитный крем, и в общем посчитал, что этого будет достаточно.
        К 17 часам пошёл в японский храм на Задзен и встретился там опять с Наташей. Час Задзена тогда был как подарок перед неизвестностью, а после мы с Наталией долго разговаривали, ходили к большой статуе Будды и в Бутанский монастырь. Вечером хватило времени на ужин в «Ом-ресторане» и на небольшую прогулку возле парка храма Махабодхи. Мы опять гуляли при свете полной луны, и в этот раз прощались надолго… больше в Индии мы уже не встретились.
        В 7 часов 20 минут началась моя группа.Этот вечер был больше посвящён беседе, чем самой Випассане, нам объясняли многие нюансы, общие вопросы, которые неизбежно возникают в ходе занятий. В итоге все всё поняли и группа просидела около часа в молчании перед вечерним чаем и отбоем ко сну. Ночью я долго не мог уснуть, и ворочался от холода бетонного пола, который очень нехило чувствовался через матрас и лёгкую циновку.


        27.01.05.
        Проснулся по утреннему звону дежурного колокольчика, призывающего начать медитационное занятие, и проснулся ужасно тяжко, болела спина и тело после жёсткого и мёрзлого пола. Первая мысль тогда была не о медитации, а о том, нахрена я, приехав в Индию отдохнуть, добровольно подписался на такие по-армейски дурацкие условия жизни? Я посмотрел вокруг, на просыпающихся представителей богатых стран, но никто не жаловался, не желал доброго утра, не разговаривал, а, в общем, делал так, как положено на Випассане.
        Утром там проходила небольшая разминка по системе йоги, и далее молчаливое сидение в позе лотоса с наблюдением за своим внутренним миром, ходом мыслей, которые могут возникать, за ощущениями. Чтобы тело не утомлялось от неподвижного сидения проводились также пешие занятия по территории двора, во время ходьбы следовало наблюдать за дыханием и за прикосновением ног к земле, чтобы почувствовать себя по настоящему в моменте "здесь и сейчас". На кухне работали добровольцы-волонтёры из числа прибывших для занятий, и в общем они готовили просто, но хорошо, как для себя, а не по-индийски остро.
        Трудно говорить о днях, во время которых только и делаешь, что пытаешься молчать внутренне.. я просто наблюдал за собой, не задавал никаких вопросов, пока не пришло время группы, на котором девушка-израильтянка (мой групп-лидер), спросила у каждого как его зовут и что хотят узнать. Тут я ей выпалил про свою кошмарную ночь на бетонном полу и попросился ночевать платно в какой-нибудь из гостиниц вне монастыря. Я, наверное, удивил всех присутствующих там, на группе европейцев и американцев когда сказал, что никогда в жизни не спал в таких условиях и хотел бы иметь не подобную экзотику на полу, а нормальную деревянную кровать. Израильтянка потупилась и сказала, что она узнает можно ли поставить кровать в подвал, но на деле никто ничего делать не стал, а мне за такое заявление в итоге просто стало стыдно перед всей группой.
        Вне монастыря жить во время прохождения медитации мне не разрешили, объяснив это тем, что тогда будет трудно контролировать мыслительный процесс и достигать действительного спокойствия ума. Я также спросил по поводу чтения книг по Випассане, которые заблаговременно приобрёл в одном из местных магазинчиков, на это групп-лидер мне, как "русскому студенту" сделала скидку, читать во время прогулок по двору разрешила, но увлекаться чтением не посоветовала. Вечерние занятия прошли более умиротворённо, чем вчерашние. Народ, как и я постепенно втягивался в "не мирской образ жизни". Ночью я опять спал в мучениях, но уже на этот раз страдал меньше - привыкал.


        28.01.05.
        Весь день в Бодхгайе шёл дождь. Я сидел большую часть времени в медитационном зале, когда были разгрузочные часы, читал книгу "Vipassana Meditation in Action" Был наедине с самим собой и своей самостью. В этот день ещё было немного странно наблюдать большое количество молчаливых людей, странно, когда вечером в компании из 40 мужчин, присутствующих в одной комнате, не произносится ни единого слова, но, в общем, тут, в такой обстановке, я почувствовал себя успокоившимся и расслабленным.


        29.01.05.
        Десятидневный медитационный курс группы Випассаны не отличается разнообразием, изо дня в день мы жили по одинаковому распорядку: сидели в молчании в медитационном зале монастыря, прогуливались по прекрасному Тайскому дворику, с огромным количеством чудесных цветов. Этот дворик окружал главный храм, и там
всегда можно было найти несколько укромных местечек для отдыха и чтения. Иногда групп-лидеры проводили дискурсы, которые преподносились с лёгким юмором, и это также помогало сбить "аскетическую серьёзность".
        В действительности тут, в этом "Поле Будды", изменения случались внутренние, в душе. Исчезла та тяжесть осуждения, которая доминирует в любом из человеческих коллективов. Исчезло желание советовать и вмешиваться с разными глупостями в мир других людей. (Когда смотришь в себя, во внутренний мир мыслей и эмоций, то хорошо становится заметна и их реальная глупость, которой хочется "помочь" кому-нибудь. Ведь, как правило, любой из нас больше вредит своими суждениями, чем на деле кому-то ими помогает.)
        Практика внутреннего молчания не может стать монополией какой-нибудь религии, но только в ней, в этом состоянии бытия и способна случиться истинная религия. Способно наступить действительное осознанное видение сути вещей.


        30.01.05.
        На удивление я немного привык к холодному полу, он больше не так сильно досаждал. Я просто забыл на несколько дней о внешнем мире, дочитывал свою книгу по практике Випассаны и посещал все медитационные занятия.
        Условия жизни в Тайском монастыре для всех были одинаково простые, тут не было централизованного горячего отопления, воду для стирки и душа кипятили прямо на хозяйственном дворике, на костре в большом котле. Для того, чтобы стирать нижнее бельё и прочее, а потом развешивать это в монастыре на просушку, нужно было обладать определённой жизненной бескомплексностью. При этом требовалось выждать большую очередь для получения горячей воды. В гостиницах Бодхгайи с такими вопросами не существовало никаких проблем, а мне не очень хотелось присутствовать в полном народа помещении немытым и в несвежей одежде. Спрашивать советов у девушки групп-лидера тут было слишком глупо, поэтому я решил ограничить свои занятия Випасанной до 5-и дней, но время, проведённое в группе прожить и провести насколько есть возможность тотально и полноценно.
        При практике внутреннего молчания случаются иногда мгновения удивительной чистоты, когда не существует никаких временных измерений, когда нет желаний, нет привязанности или отвержения чего-либо земного. Эти мгновения сами по себе не достигаются никакой практикой, они просто могут иногда происходить, если внутренне готов к тому, чтобы глубоко почувствовать их. В повседневной жизни они также реальны, но общество живёт по совершенно иным правилам - в коллективном бизнесе или политике нет места миру индивидуальной осознанности или внутренней необеспокоенности. Правители всех государств, по сути, выступят против такого образа жизни, ведь из человека, для которого медитация превращается в образ жизни невозможно сделать винтик государственно-политической системы, нельзя превратить его в патриота или религиозного фанатика, который последует за амбициями разных церковно-идеологических проповедников.
        В православной истории России мы имели тому достаточно примеров. Использовались другие названия, это мировоззрение не называлось медитацией, но путь внутреннего искания оставался одним. Подобной яркой страницей была история "Заволжского движения", которое пришло на Русь в средние века, как опыт восточно-православного монашеского "умного делания", опыт молитвы происходящей без слов. Такой образ подвижничества существовал в Египте и на греческом Афоне, его знали искатели, которые научились наблюдать за своими ментальными и эмоциональными побуждениями, которые, в сущности, открыли ту же Випассану Будды, или может быть, когда-то переняли её практику на буддийском востоке. Учение о таком внутреннем трезвении и молитве появилось на Руси не благодаря российским миродерджцам, а скорее несмотря на них. Оно возникло на русском севере в эпоху политических смут и ожесточённой борьбы за государственно-церковную власть, а люди, которые ему следовали были безукоризненно православными в глазах современников. Имена Преподобного Нила Сорского или Вассиана Патрикеева не могли быть вычеркнутыми из церковных календарей даже спустя несколько столетий… но зато из церковных преданий исчезли истории их жизней, совершенно пропал колоссальный литературный труд Преподобного Нила Сорского по переработке Житий Святых и по корректировке монашеского устава. Всё, с чем Русская церковь предлагает ознакомиться сейчас по данному вопросу, это тоненькая книжечка костромского Епископа Иустина, написанная в конце 19 века человеком, который сам даже не практиковал "умное делание", а был церковным чиновником, преподававшим в третьесортной для России того времени семинарии. Этот "труд" был написан более чем через 300 лет после смерти Нила Сорского, и содержит переработку некоторых из его высказываний о монашестве и аскетическом пути. Нил Сорский был современником Иосифа Волоцкого - одного из фанатичных подвижников государственного Христианства. Известен исторический спор на Соборе между этими двумя людьми по поводу собственничества в монастырях, тогда в русской истории столкнулись не просто слова, а два совершенно различных образа жизни, - 1 путь искателя и Императора внутреннего безмолвия и чистоты, и 2 путь оголтелого поборника государственности, ищущего создания церковно-политического могущества…         В итоге на сегодняшний день существует 12-и томное, полное собрание сочинений Иосифа Волоцкого, оно издавалось до революции с золотым тиснением на обложках, и в таком же виде переиздаётся сейчас. Насколько опасными для церковной политики оказались искания отца Нила, можно только догадываться, он не принадлежал к мироустройству российской бюрократии, как не принадлежали к нему и многие менее известные люди для истории люди. В Индии почему-то особенно остро чувствуется вся эта наша российская недосказанность, но тот внутренний мир, который существует там, равнозначно существует и здесь, при условии, если человек научится видеть свою природу.
        Индусы сейчас поощряют создание центров Випассаны тоже не потому, что многие там за действительную медитацию. Это просто приносит доход государству. Ежегодные доходы от туризма в Индии составляют десятки миллионов $, а, по сути, из всей нашей интернациональной группы в Тайском монастыре (из 150 человек), индусов насчитывалось 5 или 6 человек.


        31.01.05.
        Утром был на групповых занятиях. День в Тайском монастыре оставался последним и я эти несколько часов попробовал максимально посвятить внутреннему молчанию. Опыт получился великолепный, ведь впереди был ещё долгий путь и много дел, но не существовало определённой цели, просто намерение максимального присутствия в моменте, когда исчезает временное измерение. Уже не было прошлого и ещё не было будущего, и не было обеспокоенности ума ни о каких проблемах, оставалось только безвременное измерение чистоты Випассаны…
        Днём я внёс небольшое пожертвование в монастырскую кассу, а также в кассу групп-лидеров и привёл в порядок место, где мучался от холода. Кто знает каких искателей туда ещё приведёт судьба! После нашёл гостиницу с наличием горячей воды и огромной комнатой (всё за 103 рупии). С великим удовольствием, наконец, залез под душ и перестирал все свои дорожные вещи. Вечером ходил в японский храм на Задзен и после часового занятия задал вопрос монаху о практике этой медитации. Он сказал, что практиковать Задзен можно абсолютно везде: дома, в лесу, в дороге - это медитация внутреннего настроя. Мы также сфотографировались с этим замечательным монахом на память. После вечером я звонил родственникам в Москву, допоздна гулял по Бодхгайе, всё было отлично!


        01.02.05.
        Утро начал с Задзен-медитации возле огромной японской статуи Будды. Она видимо и создавалась архитекторами для этой цели, но теперь превратилась скорее в монумент Буддийского учения. В 6 часов утра там обычно не бывает посетителей и туристов, это было замечательное время для самостоятельной практики Задзена.
        Днём гулял по Бодхгайе, побывал во Вьетнамском и Китайском монастырях, а также много времени общался с монахом Бодхивансом - индусом, который всегда был рад помочь туристам. Вечером мы с ним встретились возле дерева Боддхи и я ему подарил фильтр для воды, который привёз из России - вещь незаменимая в жаркой и не слишком экологически чистой стране.


        02.02.05.
        Опять побывал утром у японской статуи Будды на Задзене. Днём занимался английским, ходил в храм Махабодхи, общался с различными паломниками. Вечером был на Задзене в японском храме. Эта практика была прямо как внутренняя терапия после всех стрессовых ситуаций произошедших за год в России.


        03.02.05.
        День выборов в Индии. В Бодхгайю прилетал на вертолёте министр ж/д. путей сообщения. Он толкнул речь о планах развития штата Бихар, пожелал всем успехов и отправился в следующий участок выборов. Дороги в Гайю и другие места в это день были перекрыты и полицейских везде сновало больше чем обычно. Я отдыхал, побывал на пудже во Вьетнамском монастыре и ходил во многие другие храмы.


        04.02.05.
        Рано утром с буддийским монахом Бодхивансом мы поехали в Гайю, а оттуда поездом в Barabar Caves (пещеру Барабара). Это привлекательное для паломников место находится в центре Бихара и мало контролируется полицией. Туристов предупреждают об опасности путешествия в связи с налётами местных террористов. Мы были вдвоём, а после ещё взяли для компании друзей Бодхиванса - пожилую индуску и паломника - монаха, так что путь был безопасен, даже когда проходили через не слишком приветливые поселения.
        Мы побывали на вершине горы Барабара, в Шиваитском храме и возле колонны императора Ашоки. Бодхиванс собирал местные целебные травы, ради которых он и приехал из Бодхгайи, а я в общем наслаждался экзотической красотой горы: сочетанием огромных каменных глыб, кустарников и остатков древнего буддийского великолепия этой земли.
        Сами пещеры Барабара оказались искусственно вырубленными в скале, это были отполированные залы для молитв и медитации. Не во все можно было зайти, некоторые мы посмотрели только снаружи. Никаких охранников и билетёров там естественно не было.
        На обратном пути мы прошли пешком довольно большое расстояние до ж/д. станции "Bela". Правда несколько км. удалось проехать на тракторе, вёзшем песок и после на мотоцикле. Вечерний поезд в Гайю опаздывал, мы долго сидели в Бэле и говорили с Бодхивансом об истории буддизма и просто за жизнь. В Бодхгайю добрались только поздно ночью.


        05.02.05.
        Отсыпался. Ходил на пуджу в Тибетский монастырь и после к японской статуе Будды. Днём отправил в Москву посылку с книгами и с листиком от дерева Бодхи, после ездил в удалённый старый вьетнамский монастырь, где мило пообщался с монахами и порадовался красоте их парка и храма. По пути побывал также в новом Тибетском центре, который только в начале строительства.
        Вечером встретил двух девушек - путешественниц из Кореи и своего друга Бодхиванса. Вместе мы все ходили в японский храм на Задзен. После ужина я долго просидел возле дерева Бодхи и ещё, мы побывали с Бодхивансом в интернет-кафе, где проверили созданный им почтовый ящик.


        06.02.05.
        Утро начал с Задзена у статуи Будды и после посидел на пудже в Тибетском монастыре. Ходил в Mahabodhi Temple, гда познакомился с милой девушкой из Канады - Катрин. Она работала в Индии преподавателем английского языка. Мы гуляли храмовому парку и после вместе позавтракали в уютном тибетском ресторанчике. Между прогулками я получил ответы на правильное истолкование некоторых английских заковыристых словечек и языковых идиом. Жаль, что Катрин имела boyfriend, т.е. с ней никак бы не получилось завязать личные отношения…
        Днём я простился со своей гостиницей и Бодхгайей, поехал в Гайю и оттуда в Раджгил. В Бихаре всё ещё продолжались выборы, и некоторые дороги оставались блокированы, поэтому до Раджгила пришлось добираться в переполненной моторикше, автобусы не ходили.
        За день я проехал приличное расстояние к вечеру остановился в неплохой индийской гостинице Раджгила. Навестил там первым делом Японский храм-монастырь и посидел на пудже. После побывал в строящемся Тайском монастыре, где получил инструкции от местного монаха о поведении в этих местах.
        В Раджгиле есть горячие природные ключи, но искупаться в них не получилось из-за огромного скопления индусов и не совсем чистоплотных каменных ванн. Честно просто испугался подхватить какое-нибудь кожное заболевание, но зато нарвался там на местного "священника" который конечно весь смысл проповеди свёл к пожертвованию за посещение источника. Пришлось его послать и объяснить, что поскольку я не могу принять тут горячую ванну, то и денег платить не вижу смысла.
        Перед сном сидел в местном ресторанчике, где встретил знакомых по Бодхгайе паломников-японцев и путешественника из Америки. Мы интересно поговорили о дорожных впечатлениях и пожелали друг другу спокойной ночи.


        07.02.05.
        В Раджгиле утром побывал на паломнической горе у Джайнского храма, откуда открывается вид на всё это древнее поселение, бывшее когда-то в истории столицей небольшого северо-индийского королевства. Местность там гористая и в случае войны её могли контролировать лучники и другие ополченцы, именно поэтому там возникло одно из самых древних поселений штата Бихар.
        Днём я ходил в платный буддийский сад с озером. Место оказалось ухоженное и на редкость спокойное – отличная среда для медитации. Пробыл там правда не так долго, как бы хотелось, т.к. пошёл небольшой дождь, и трава намокла, сидеть было неуютно. Я пошёл на главную площадь и нанял там тонгу (лошадную повозку), которая довезла до канатной дороги. По этой интригующей дороге я поднялся к горной японской Шанти-ступе и дзенскому храму. Получил, конечно, огромное удовольствие от созерцания гор и красоты японской архитектуры. Внутри храма на стенах висело множество старых картин и фотографий. Очень понравилась работа "Явление Господа Будды в Вайшали", написанная маслом видимо в начале 20 века, очень напоминает работы Н. Рериха, но несколько другая стилистика письма…
        Назад в Раджгил возвращался опять на тонге, извозчик которой терпеливо меня дожидался внизу почти 2 часа. После я пообедал и побывал в музее истории Джайнизма.         Весь Джайнский комплекс в Раджгиле действительно великолепен - ведь эта земля была священной для Махавиры, последнего из Аватар Джайнизма. Он часто бывал здесь при жизни и произнёс множество проповедей. В музее множество восковых фигурок изображающих исторические сцены жизни Махавиры, это дар Калькуттских мастеров миниатюры.. После просмотра экспозиции я долго разговаривал там с джайнами и получил у них интересующую информацию по другим их святыням.
        Ближе к вечеру начался дождь, он застал меня во время пешей прогулки по городским улочкам, и пришлось его пережидать в офисе тур. информации. Набрал там брошюрок по туристическим местам штата и заодно справился о точном месте проведения первого буддийского собора, который проходил именно в Раджгиле. Место это оказалось удалённым и официально сейчас закрытым для туристических посещений.
        Вечером я сидел в своей гостинице, занимался английским и смотрел из окна на серое дождевое небо и потоки воды.


        08.02.05.
        Утром простился с Раджгилом и поехал автобусом в Наланду. Остановился там в Китайском монастыре, который одновременно был и паломнической гостиницей. Ходил после в музей археологии и на руины знаменитого университета буддизма. Университет Наланды был разрушен в 12 веке мусульманами, он существовал как один из главных центров образования в Азии около 700 лет. По сути, там был целый город со многими храмами и жилыми комплексами, с огромной библиотекой и обсерваторией. Это был главный центр распространения буддийской культуры во всём азиатском регионе.
        Когда мусульманские правители пытались покорить эту землю, они были взбешены тем, что им никогда не победить буддизм интеллектуально, не обратить буддистов в последователей ислама. Всё, чем они тогда аргументировали правоту своей веры, были деньги, которые платили солдатам за отсечённые носы и руки от каменных статуй буддийских бодхисатв и за сожжённые поселения, которые сравнивались после с землёй. Так в истории надолго была стёрта память о Наланде и о её сокровище осознания.         Раскопки, которые производились в 19-20 веках обнаружили только часть строений, до сих пор неизвестно где располагалась 9-и этажная астрономическая обсерватория университета, и что стало с одной из крупнейших в Азии библиотек.. Руины, остатки храмовых комплексов там действительно впечатляющие.
        Несколько часов я обходил всё это удивительное для провинции строение с широкими каменными мостовыми и безукоризненным архитектурным планированием. Везде там много местечек для отдыха, для медитации, поэтому я завис надолго. После побывал в музее скульптур, извлечённых с места раскопок и посетил современный небольшой центр изучения Пали - древнего языка на котором говорил Будда. Там сейчас учатся студенты из многих азиатских стран, и рядом находится очень приятный Тайский монастырь. При его осмотре я удосужился наступить на осу, которая намочила крылья,.. в итоге ходил остаток вечера со слегка распухшей ногой.


        09.02.05.
        Отлично выспался в Китайском монастыре и с утра пообщался с его смотрителями и попил с ними чайку. Далее поехал автобусом в Павапури, туда пришлось добираться с пересадками, хотя само местечко в общем находилось не так далеко.
        Павапури это место где умер (ушёл в Мокшу, в конечное освобождение) Махавира Джайна - последний из 24-х джайнских Титханкар… Следовательно эта земля стала одной из главных святынь Джайнов и в Индии её называют безгрешной. Там я остановился в одном из древних джайнских монастырей, и весь день гулял по безгрешному городу-деревне… Посетил первым делом место кремации Махавиры, на котором в центре пруда стоит мраморный храм, а также побывал в монастыре, на месте которого оно оставил земное тело, везде была хорошая возможность позаниматься медитацией, а я совсем не спешил покидать эту милую землю..
        Познакомился и пообщался с людьми из джайнской коммуны, узнал у них многое о истории этой, одной из самых древних в Индии религий. Первый джайнский Просветлённый - Ришабдев, жил на земле 24-23 тысячи лет назад, а после него было 23 Титханкары… цикл закончился на Махавире, который был современником Будды.         Джайны там накормили меня от души изделиями своей вегетарианской кухни, и при разговоре о России были очень удивлены моим визитом в Павапури, дело в том, что за всю историю этого посёлка старожили никогда не встречали тут русских.., белые люди также редки, но в Джайнские святыни иногда заглядывают разные антропологи из Европы и Американских стран, а Россия для них, это страна, о которой они знали только по телевидению..
        Вечером я медитировал в монастыре, где остановился, местные мальчишки полюбопытствовали обо мне и пригласили посмотреть кино по телевизору... это было смешно конечно, смотреть индийские фильмы болливуда в таком месте, я вежливо отказался и, оставшись в одиночестве, долго после наслаждался тишиной и необыкновенной красотой этого места. Сочетания джайнской архитектуры, ночного неба, всего, что там окружало, было действительно подобно сказке, которая иногда может присниться, и показаться пришедшей из другого измерения.
        Ради таких дорогих вечеров одиночества я в действительности не обращал внимания на все сложности Индийско - Российских путей, там за тысячи километров от географического дома, я чувствовал себя вернувшимся домой, стоящим на самом его пороге… только не подумайте, что это означает вопросы перемены гражданства или что-то внешнее…
        Кстати, прошёл ровно месяц со дня моего приезда в Индию, за эти 30 дней, на всё вышеописанное я потратил 310 $, и ни в чём себе не отказывал.


        10.02.05.
        Я не стал долго задерживаться в Павапури и утром отправился в дальнейшее путешествие. Через местечко Навада добрался на перекладных рикшах к ж/д. станции, а оттуда поездом и прочими видами транспорта до Мадубана - одной из наиглавнейших Джайнских святынь в Индии.
        Мадубан расположен у подножия горы Парашнат, где по преданиям жили и ушли Мокшу почти все великие джайнские Титханкары. Административно этот район долго входил в территорию штата Бихар, сейчас он стал частью новосозданного штата Джарканд. Дорога туда из Павапури заняла весь день, но была по-своему очень интересна.         В таких местах любой белый человек – диковинка, точно так же как и эти индийские глубинки настоящая страна чудес и открытий для европейцев. Так возле ж/д. станции я посмотрел в этот день шоу с дрессированным медведем. Наверное, такие же представления показывали в древней Руси зевакам, это с детства стало как часть эпоса… не предполагал, что смогу когда-нибудь попасть в такое средневековье.
        По пути в Мадубан познакомился также с несколькими понравившимися мне индусами, которые так же ехали с целью паломничества к горе Джайнов. Вечером мы добрались до уникального в своём роде города храмов. На его улицах не встречалось белых людей, и атмосфера сильно отличалась от всей остальной Индии. На ночь я остановился в одном из Джайнских паломнических центров, за комнату в котором заплатил около 2 $. Пища тоже включалась в эту сумму. Вечером имел удовольствие поужинать джайнских Тали с острыми приправами секреты приготовления, которых уходят в глубокую древность.


        11.02.05.
        Попадая в такие места как Мадубан хочется всегда почувствовать их неповторимый жизненный ритм. Религия, которая родилась на земле свыше 23 тысячь лет назад... Когда учил основатель Джайнизма - Ришабдев, в Индии ещё не существовало Индуизма, не предполагалось появления Кришны или Будды…была другая эпоха и мир.
        Джайны пытались оставаться консервативными в своём учении, они не меняли сути… пути аскетического отречения, и самореализации… Джайнский монах отрекается от любой собственности вплоть до одежды… Голый человек с посохом, идущий по улицам современного города - шок для христиан и вообще европейцев. Но именно таковы джайны: представьте себе эпоху без урбанизации, без перенаселённости земли.. Люди были естественнее, намного проще в душе, поэтому внутренне они тогда знали больше нашего, умели чувствовать тот мир, который находится за пределами земных желаний и страстей.. Отсюда и вытекал простой и ясный как солнце путь самореализации, внутреннего поиска того, что не рождалось и не сможет умереть. Индия всегда умела любить и понимать таких искателей. Когда царь обладающий земной властью и могуществом отрекался от него ради странничества и самореализации, он становился богом. Все Титханкары Джайнов как ни удивительно были царями небольших древних стран.
        Мадубан сейчас превратился в живую летопись истории Джайнизма. Целый день я посвятил тому, что по очереди обходил храмы и памятные места у подножия священной горы. Побывал также в замечательном музее истории джайнизма, где отоварился книгой-фотоальбомом про джайнские центры в Индии. (В других странах нет Джайнизма, но в Индии по количеству эта религия превосходит Буддизм или Христианство). В любом из храмов не возбраняется задавать вопросы, отдыхать, и заниматься медитацией насколько вы сами понимаете её суть…
        Я никуда в этот день не спешил, и в некоторых комплексах задерживался подолгу. Вечером засиделся в одном из храмов паломнического центра, в котором остановился. Приятно было смотреть на эти статуи, пришедшие к нам от современников Атлантиды, на "глазастых" Махавиру, Парашната, Шантината, Ришабдева. В храмах не было индийской возни, суеты, и такой вечер стал как подарок сердцу.
        Перед сном отправился попить чая и встретил одну из своих вчерашних попутчиц, индуску около 40-45 лет. Мы долго беседовали о жизни в Индии. Она была из Дели, на удивление обеспеченная и незамужняя (невероятная для Индии ситуация), на вопросы о её персоне я услышал, что она считает себя счастливейшей… Она могла позволить себе в этой жизни то, о чем многие индийские женщины могли только мечтать: как к примеру такие независимые поездки по стране. Я подсказал ей о Ошо центрах в Пуне и Джабалпуре, в которых она никогда до этого не бывала, хотя книг Ошо прочитала на удивление много… сам же в итоге получил всю необходимую информацию о завтрашнем восхождении к вершине горы Парашнат.


        12.02.05.
        Проснулся задолго до рассвета - именно в такое время, около 3 часов утра, начинали собираться во дворе паломнические группы желающих идти к вершине святой горы. Дорога предстояла неблизкая- 9 км. вверх к точке откуда открывались пути к храмам, расположенным в разных частях горы. Расстояния между храмами составляли ещё около 9 - 10 км. и если учитывать дневную жару, то лучшее время для подъёма вверх конечно было на рассвете. В начале этого пути пришлось даже пользоваться фонариками, а также приобрести паломнические посохи, которые в изобилии продавались внизу.
        Я пристроился к группе студентов, мальчишек, которые также приехали в Мадубан получше познакомиться с историей своей страны. Дорога с такой компанией была приятной. Мы много шутили, говорили о русской литературе, которой их обильно потчивали в школе и университете.
        Как ни странно во время всего путешествия почти не чувствовалось физической усталости. Чистый воздух, субтропическая природа, тишина - в полной мере присутствовали на этой горе. Всё напоминало исторический заповедник, с особенной энергией, идущей от поколений искателей самореализации, подвизающихся на этой горе.
        Мусульманское владычество в Индии сильно навредило всей этой культуре. Практически все древние храмы были разрушены там. То что есть сейчас - нововоспроизведённые комплексы, самым старым из которых несколько столетий… На вершине мы посетили главный храм и пещеру 23-его Титханкары - Парашната (именно в память о нём так названа гора), он жил около 3-х тысяч лет назад.
        Далее индийские студенты немного подустали и решили не заниматься обходом всех комплексов, а идти обратно. Я отправился гулять сам, и ещё несколько часов провёл на этой "птичей" экскурсии по Парашнату. Встречающиеся индусы были приветливы в обхождении, никто не пытался навязывать никаких убеждений… и это только усиливало необыкновенность всего происходящего, обостряло восприятие". В одном из храмов я просидел около получаса: когда туда зашёл, там совершенно не было людей, но предметы и статуи, очевидно, были не из дешёвых, созданные специально для медитации… это одиночество в храме тогда очень возбудило,… как будто опять переживалось детство, но не то, советское, с пионерлагерями и верой в светлое будущее, а детство, которое существовало в грёзах и не находило своего реального подтверждения в окружающей действительности… та часть детства, которая когда-то умела верить в тайну…         Вернувшись в Мадубан к вечеру долго общался с джайнами, отпивался в ресторанчике их замечательными горячими напитками, которых нигде в Индии ранее не встречал.


Для чтения продолжения путешествия кликните на надпись "Следующая".


Фотография 1 из 5

 
  Osho meditations, sannyas sharing

На сайте сейчас посетителей: 13. Из них гостей: 13.

Создание и поддержка портала - мастерская Фэнтези Дизайн © 2006-2011

Rambler's Top100