Список форумов Русский ОШО Портал
Список форумов Русский ОШО Портал FAQ Пользователи Поиск Группы Профиль Войти и проверить личные сообщения Вход Регистрация
 Стихокроки и Виды стиха Следующая тема
Предыдущая тема
Начать новую тему Ответить на тему
Автор Сообщение
Дхарма Махант
Сталкер.


Пол: Пол:Мужской
Зарегистрирован: 23.11.2006
Сообщения: 22646
Откуда: Кобристан.

СообщениеДобавлено: Пт Июн 03, 2011 1:30 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Стихокроки – жанр поэзии (© Николай Тураев); с ярко выраженной рифмой, но со слабой смысловой нагрузкой… Этакое жонглирование словами. По максимально возможным комбинациям словосочетаний обыгрывается одно или несколько поочерёдно представленных слов, при которых они (слова) трансформируются, либо в ЧАСТЬ ДРУГОГО СЛОВА (без изменения: «БИТОЙ – ИЗБИТОЙ», или с не значительным изменением в написании: «КаЧАЕТСЯ - КонЧАЕТСЯ», «НА рУСЬ - ~АНУСЬ». Смотри закономерности) с сохранением рифмы, либо в ЭТО ЖЕ СЛОВО, но с другим значением («в ИЗВЕСТИ – что бы ИЗВЕСТИ»), или слово БЬЁТСЯ на НЕСКОЛЬКО самостоятельных слов («Изольда - изо льда», «Экраноплан - эк, рано план», «Внесу разность - в несуразность»).

Замечены некоторые закономерности при создании СТИХОКРОКА, как то: звук «Л» может быть трансформирован в «Н» или в «Р», «Р» в «С», а «С» в «Т», «Д» в «Ж» т.е. в порядке убывания алфавита; глухие согласные могут заменятся звонкими в своих парах и наоборот («Б-П», «З-С», «Д-Т» и т.д.); гласные звуки тоже могут меняться («А-О», «А-Я», «Е-И», «И-Ы» и т.д.). Кроме того, в сочетаниях так же могут быть замены, но с сохранением звукоподражания с учётом звонкости, долготы или слитности звучания («УТ-ОТ-ОК», «ИВ-ИЙ», «УТИ-ИДТИ», «АЩУ-УЩУ», «АЛ-АВ», «ЯС-ЕС»). Кроме того возможна замена слова на другое, где оно полностью повторяется с соблюдением очерёдности букв («ДЕСАНТ- ДивЕрСАНТ»). Также имеет место: трансформация «Г» в «Ж»; и редкая рокировка близко стоящих букв («АН-НА»).

Антистихокроки - условная модификация СТИХОКРОКА с почти выраженным смыслом, но с сохранением приоритета рифмы (АНТИСТИХОКРОК «второго типа»); либо бессмыслица выделяет другое значение слова (АНТИСТИХОКРОК «первого типа»), т.е. обыгрывается его ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ. АНТИСТИХОКРОК можно получить при дальнейшем развитии уже написанного СТИХОКРОКА, по мере накопления материала. Приоритетным же видится создание именно АНТИСТИХОКРОКА «второго типа» из-за щадящих начальных условий.


PS:
1) В редких (лично для меня редких) случаях АНТИ и СТИХОКРОКИ становятся скороговорками.
2) Изначально этот жанр поэзии был просто набором отдельных рифм, случайно пришедших в мою голову, записанных на всякий случай, но не нашедших ни какого иного применения…..
3) Сам же к ним отношусь следующим образом (см. «О Стихокроках»)



О СТИХОКРОКАХ

Рифмы в воздухе повисли -
Много слов,
Но, нету мысли!
(вариант первого слова: Звуки)
Т.е. жанр явно не серьёзен, наивен, в основном прост, и относительно применения - бестолков!

Image
Автор поэтического жанра - Николай Тураев.

_________________
Я ставлю запятую перед что, где она мне нужна. © Ф. М. Достоевский. Image
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Дхарма Махант
Сталкер.


Пол: Пол:Мужской
Зарегистрирован: 23.11.2006
Сообщения: 22646
Откуда: Кобристан.

СообщениеДобавлено: Пт Июн 03, 2011 1:44 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

4) Ниже приведены некоторые более-менее удачные произведения. Если кому надо - БЕРИТЕ ПОЛЬЗУЙТЕСЬ!


* * *
«исТОРИя»
(или «Ригу – игу»)


Возвращаясь к игу
Обращаясь к Григу
Думал про квадригу
И попа-расстригу
Надкусив ковригу
Приступает к сигу
Хочет ехать в Ригу
И подходит к бригу
Он подвержен мигу
Да по фазе сдвигу
Прочитает книгу
Уж танцует джигу
Нам рисует «зигу»
Сам плетёт интригу
Рвётся в Высшу Лигу
Но получит фигу
Так как этот ТОРИ
Должен денег ВИГУ



* * *
«СбитОй»

Покой приобрев
Под могильной плитОй
Лежит убитОй
Любви разбитОй
С душой избитОй
Бейсбольной битОй
Затем прибитОй
Стеной оббитОй
Крест в землю вбитОй
Плющом обвитОй

(При прочтении ударение делать на выделенную как заглавную букву «О», но можно и редуцировать её в неустойчивый звук «ä» без прочтения первых двух строк СТИХОКРОКА)

_________________
Я ставлю запятую перед что, где она мне нужна. © Ф. М. Достоевский. Image
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Дхарма Махант
Сталкер.


Пол: Пол:Мужской
Зарегистрирован: 23.11.2006
Сообщения: 22646
Откуда: Кобристан.

СообщениеДобавлено: Пт Июн 03, 2011 1:58 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

* * *
САДКИ

Поменяй насадки,
Собирай остатки,
Пусть они не сладки -
Скроем недостатки.
Гложут нас досадки:
Выпадут осадки.
Ожидай посадки,
Почвенной просадки.
Соблюдай присадки
И борта осадки….



* * *
Привлекает голосом
И курчавым волосом,
Завлекая шёпотом,
Соблазняя Ёпытом



* * *
«С ЧАСТЬ ЛИВАЯ»
(исполняется на манер: «Фигаро, Фигаро, браво брависсимо….»)

Что бы была она:
В меру глумливая
В меру крикливая
В меру учтивая
В меру игривая
В меру е…ливая
И не грузила так часто меня!

Очень красивая
В меру смешливая
В меру пошливая
В меру шкодливая
В меру сметливая
В меру пугливая
И чтоб работать хотела она!

Чтоб не была она:
Слишком ворчливая
Слишком ревнивая
Слишком блудливая
Слишком ленивая
Слишком плаксивая
И лесбиянкой она не была!

Чтоб не была она:
Слишком сопливая
Слишком мрачливая
Слишком драчливая
Слишком пи…дливая
Слишком жадливая
Чтоб не курила, вина не пила!

Чтоб не теряла своей репутации
Не поддавалася на провокации
И не читала мне долго нотации
А с наркоманией дел не вела!

Чтоб не страдала излишней активностью
Не заражалась бы чьей то партийностью
Не отличалась бы детской наивностью
И в КВД не лежала б она!

Что бы жидовкой она не была
И что бы минимум трёх родила!

(Изначально это был обычный СТИХОКРОК, но в последствии дальнейшего раскрытия темы, получилась пародия на известное произведение. Поэтому, можно считать его АНТИСТИХОКРОК № 0 - «пилотный выпуск»! Конкретно оформленная мысль даёт основание считать его АНТИСТИХОКРОКОМ «второго типа»)

_________________
Я ставлю запятую перед что, где она мне нужна. © Ф. М. Достоевский. Image
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Дхарма Махант
Сталкер.


Пол: Пол:Мужской
Зарегистрирован: 23.11.2006
Сообщения: 22646
Откуда: Кобристан.

СообщениеДобавлено: Пт Июн 03, 2011 2:13 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

* * *
И, хотя опрятно,
Выглядишь занятно!
Очень не понятно….,
Но, всегда приятно!



* * *
Глупая – углухает!
Умная – унюхает!
Дурная – нарюхАет!
А бухая – вбухает!


* * *
«Воду в оду!»
А эту подводу
Применим под воду!
Жара, как в аду
Езжай по водУ!
Кобылу по ходу
Веди в поводу!
Гнилую колоду
Положишь в подводу,
Приблизишься к броду -
Опустишь под воду…
Такому подходу
Не будет изводу.



* * *
Антистихокрок №1

Про ТИМУ и ТИНУ, про ПАШКУ и МАШКУ
Устала смотреть я на мужа – скоТину!
Слегка захотелось немного инТиму!
На тракторе в поле он делал проПашку,
Но в сфере интима он сделал проМашку

(Т.к. в данном СТИХОКРОКЕ обыгрываются не конкретные слова, а целенаправленное перечисление имён, то будем его считать АНТИСТИХОКРОКОМ «первого типа»)



* * *
Антистихокрок №2

Обеих рук свои кисти
Обмакните в ИЗВЕСТИ
От «УК» себя спасти -
Отпечатки ИЗВЕСТИ!

(Т.к. этот типичный СТИХОКРОК имеет конкретно оформленную мысль, а не простую игру слов, то можно считать его АНТИСТИХОКРОКОМ «второго типа». Аббревиатура «УК» - устоявшаяся, и означает Уголовный Кодекс.)

_________________
Я ставлю запятую перед что, где она мне нужна. © Ф. М. Достоевский. Image
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Дхарма Махант
Сталкер.


Пол: Пол:Мужской
Зарегистрирован: 23.11.2006
Сообщения: 22646
Откуда: Кобристан.

СообщениеДобавлено: Пт Июн 03, 2011 2:25 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

* * *
Ругала ПОПАДЬЯ
За что не ПОПАДЯ...
Жиреет ПОПА ДЬЯкона,
В Синод не ПОПАДЯ.



СКОРОГОВОРКА 1

Мы погодный конфликт подождём
И тайгу подожжём под дождём!



СКОРОГОВОРКА 2

Трое из строя,
Смирно не стоя,
Строят из строя разброд….
«Ну-ка, те троя,
Глазки не строя,
Выйти из строя вперёд!»



В КРЕПОСТИ

Свой дух держите в крепости,
Запершись на ночь в крепости
А страшно станет – пейте
Вино хорошей крепости!



ФИЛЕ

Пело рыбное филе
Песенку о надфиле
Хочет провести в селе
Дефиле на кафеле



ЧИНКОЙ

Пирожок с начинкой
Пахнет мертвячинкой:
Ссаною овчинкой,
Тухлицой с перчинкой.



ОЧКА-ЧКОМ
поэтическо-политический и реально эротический антистихокрок

Пациент у врача попросил молочка.
Персонал псих больницы «давил на сочка»….
Медсестру врач зовёт для раздачи «вздрочка»,
Ей ликбез преподал от зрачка до «очка»!

По началу, та, гонор казала бочком,
Огрызалась, сопела с ехидным ворчком …
Но в финале - пришлось удалится молчком,
Ловя слёзы платком, как букашек сочком!

А иначе б работа пошла бы с брачком:
Псих больные подняли бы уши торчком,
В тихоря бы избрали Народный СТАЧКОМ,
По палатам дебош прокатится б волчком!

Санитарных медбратьев поставят «рачком»,
Под угрозой сестру отыметь кабачком….
Стёкла в окнах побьют туалетным бачком
И покроют дрочками полы, как лачком!

Так что - вовремя надо поить «молочком»,
И салатом кормить с чесночком и лучком!
Что б «клиенты» на койках лежали ничком!
Тишина, как в гробу; И вообще: «Всё пучком!»

(PS: для тех, кто не в курсе, ЛИКБЕЗ – движение по ЛИКвидации БЕЗграмотности, СТАЧКОМ – СТАЧечный КОМитет)

_________________
Я ставлю запятую перед что, где она мне нужна. © Ф. М. Достоевский. Image
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Дхарма Махант
Сталкер.


Пол: Пол:Мужской
Зарегистрирован: 23.11.2006
Сообщения: 22646
Откуда: Кобристан.

СообщениеДобавлено: Пт Июн 03, 2011 2:32 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

* * *
На теле России плодят диаспОры:
Миазмы, личинок и ПАКОСТИ споры!
Поднимутся массы – усрутся масоны,
Меняя прокладки, трусы и кальсоны!



* * *
По Ряд Очный

Процесс воспитания всюду един:
«ПоРЯДочным будь!» - говорят…
Но с раннего детства до поздних седин
Скрывают - а чей этот РЯД!
Спросить не решусь, ведь подвергнусь суду -
Вдруг выставят, как подлеца:
«И где ж МОЁ место то, в этом ряду -
В начале (?) , …. А МОЖЕТ с конца?»



* * *
ЗАПИСАНО ИЗ ФРАЗ СОБЕСЕДНИКА

Был я беден и социально вреден,
Мыслью ясен и беспрестрас(т)ен,
Всегда на взводе – для всех опасен!
Я правду жизни искать пытаюсь:
С утра налаюсь – весь день промаюсь,
Под вечер каюсь – всю ночь икаюсь!
Сегодня - тихо, завтра мне лихо!
Сначала «бражусь», затем куражусь!
Может бред, а может быть и нет!
Воровать, продавать, разгонять и охранять –
Всё смогу я (Вашу мать!) ….
И на всё мне пое…ать!

(записано 26.05.11г на строительном рынке «Подкова» на юге Москвы, рядом с совхозом «им.Ленина» из фраз полоумного собеседника, прошедшего лечение в специализированном учреждении… Во время разговора собеседник сам не подозревал, что часть его предложений рифмованы)


© Николай Тураев.
Эти стихи публикуются в интернете впервые.


http://www.liveinternet.ru/users/2648595/post169421346/
http://swami-mahant.livejournal.com/121585.html#cutid1
http://oshoworld.livejournal.com/109541.html#cutid1

_________________
Я ставлю запятую перед что, где она мне нужна. © Ф. М. Достоевский. Image
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Дхарма Махант
Сталкер.


Пол: Пол:Мужской
Зарегистрирован: 23.11.2006
Сообщения: 22646
Откуда: Кобристан.

СообщениеДобавлено: Чт Дек 29, 2011 7:49 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О СОВРЕМЕННОЙ ПОЭЗИИ

Современный читатель, как правило, отдаёт предпочтение либо художественной, либо технической прозе, на худой конец поэзии, уже вошедшей в анналы классических произведений. Редкий же почитатель современного стихосложения до конца понимает поэта-современника. Самой большой ошибкой является наделение текста более глубоким смыслом, чего он на самом деле – НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ! Современная поэзия не базируется на каких-нибудь: двухсмыслиях, недосказанности, недопостижимости и т.п. Современная поэзия – это в первую очередь – простота, а так же чистота/ ясность понимания. Ни нужно искать «подводные камни» - ВСЁ ЛЕЖИТ НА ПОВЕРХНОСТИ ! Как написано – так и прочитано ; Как прочитано – так и понято будет! Проведём ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ анализ двух четверостиший современных анонимных поэтов …..

О КОБЫЛЕ по кличке КСЮША
Дуру оскорблять заочно
Так не каждому дано:
«Ксюша, ты - не лошадь, точно !
Ты - СОБаЧАЧЕЕ @%#&% (оно) !»*


В этом четверостишии ни каких намёков на публичную личность – НЕТ ! Это стихотворение о глупой кобыле по кличке Ксюша, с которой автор знаком ЗАОЧНО, т.е. по рассказам СЛУЧАЙНЫХ знакомых…. «ПЛОХОЕ», по мнению автора, слово заменено знаковой транслитерацией. В скобках даётся подтверждение о правильности расшифровки знаковых символов (кстати, написано это подтверждение - словом, не нарушающим рифму стихотворения). В выделенном автором, в последней строке определяющем слове, закралась, ПО ВИДИМОМУ, СЛУЧАЙНАЯ опечатка, а именно: первая буква «А» напечатана не заглавной, а как строчная буква…. Можно только догадываться, в следствии чего произошла эта досадная ошибка, как то: слабое нажатие на «шифт» или не устойчивая работа «кап-лока»; немаловажен и отвлекающий фактор, который мог воздействовать на автора во время работы на «клаве». В любом случае важными остаются только личностные переживания автора, которые мы видим в данном произведении. Автор как бы выражает своё сочувствие тем людям, которым в повседневной жизни приходится сталкиваться с ДУРНОВОСПИТАННЫМИ ЖИВОТНЫМИ ! И в кульминации произведения мы ясно видим внутренний протест автора, который ярко выражен именно знаковой транслитерацией …..

Рассмотрим следующее четверостишие……

***
Я не хочу,
Чтоб управляли снова:
«Неведев» с «Мутиным»
И рожа «Смердюкова»!


Намёки на какую-нибудь публичную личность здесь ЯВНО ОТСУТСТВУЮТ ! Мы видим, что автором завладели, какие-то тёмные силы (обозначенные в тексте кавычками), которые управляют им, не дают ему спокойно жить, развиваться, работать…. Тени – полутени являются по ночам в виде безобразных рожиц: свиноподобные хари, алчащие сливоносые носороги, злые карлики с глазами бассет-хаунда. Они говорят неведомо что, мутят сознание и смердят зловонием. Это мучает, терзает душу и доводит автора до КРАЙНЕЙ ЧЕРТЫ. Но поэт не сдаётся без боя! Словами: «Я не хочу» он как бы говорит: «Нет! старому и отжившему! Нет! разрушительному, растлевающему и безобразному! Нет! бездарному и бесчестному !» и призывает читателей покончить с пережитками прошлого, освободится от рабского ярма, и вместе идти вперёд к СВОБОДЕ, СВЕТУ и ПРОЦВЕТАНИЮ…
Причину же, по которой второе четверостишие остаётся не озаглавленным – то один Бог ведает!

С уважением, поэтическопсихопатический критик Порфирий Заковыркин.

_________________
Я ставлю запятую перед что, где она мне нужна. © Ф. М. Достоевский. Image
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Elizabet
Модератор


Пол: Пол:Женский
Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 7689
Откуда: поДМосквой

СообщениеДобавлено: Вс Фев 01, 2015 7:32 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Виды стиха

БЕЛЫЙ СТИХ – стих без рифм. Разновидностью белых стихов являются народные стихи и их имитации, среди которых есть шедевры, удивляющие своей неповторимой напевностью и мелодичностью:

Сяду я за стол да подумаю:
Как на свете жить одинокому?
Нет у молодца молодой жены,
Нет у молодца друга верного.
(А. Кольцов)
Во тьме ночной явилась буря;
Сверкал на небе грозный луч;
Гремели громы в чёрных тучах,
И шумный дождь в лесу шумел...
(Н. Карамзин)
В каком году - рассчитывай,
В какой земле - угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков…
(Н.А. Некрасов)

Далёким предком белого стиха был т.н. БЕЗРИФМЕННЫЙ СТИХ, к которому относится вся античная поэзия и европейская поэзия более позднего периода, когда традиция рифмованной поэзии ещё не сложилась. Пример безрифменного стиха:

О том. что ждёт нас, брось размышления,
Прими, как прибыль, день нам дарованный
Судьбой, и не чуждайся друг мой,
Ни хороводов, ни ласк любовных.
(Гораций)

Т.о. белые стихи, в отличие о безрифменных, - это сознательное отступление от сформировавшихся правил и стихотворных традиций, игнорирование рифмы как своеобразный художественный приём.

ВЕРЛИБР (свободный стих) – нерифмованные стихи без метра, расчлененные на стихотворные строки и не обладающие постоянными признаками их соизмеримости.
Она пришла с мороза,
Раскрасневшаяся,
Наполнила комнату
Ароматом воздуха и духов,
Звонким голосом
И совсем неуважительной к занятиям
Болтовнёй.
(А. Блок)

ВОЛЬНЫЙ СТИХ (вольный ямб) - свободное чередование разностопных по количеству строк. В русской поэзии обычный размер басен, многих элегий, посланий и пр. Вольные стихи больше всего подходят для передачи разговорной речи.

...Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась...
( И.А. Крылов)

ХОЛОСТЫЕ СТИХИ - стихи с холостой рифмовкой, при которой в строфе, помимо зарифмованных строк, присутствуют и незарифмованные (не имеющие рифмованной пары). Холостые стихи могут быть как с регулярным ожиданием отсутствия рифмы в определённых местах строфы (схема рифмовки АВСВ, АВАС, ААВА и т.п.) так и с эффектом обманутого ожидания. Традицию холостых стихов русские поэты переняли из немецкой поэзии - с середины 19 в. на русский язык переводилось большое количество стихов Г. Гейне, применявшего холостую рифмовку. С тех пор холостые стихи стали привычным явлением в русской поэзии, знавшей до того лишь единичные случаи.

Я, к мачте прислонясь, стоял,
За валом вал считая,
Корабль летит вперёд быстрей, -
Прощай, страна родная!
(Г.Гейне)

Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
(А.Н. Плещеев)

От германского поэта
Перенять не в силах гений,
Могут наши стихотворцы
Брать размер его творений.
Пусть рифмует через строчку
Современный русский Гейне,
А в воде подобных песен
Можно плавать, как в бассейне...
(Д. Минаев)

Зарыться бы в свежем бурьяне,
Забыться бы сном навсегда!
Молчите, проклятые книги!
Я вас не писал никогда!
(А.Блок)

Нет не сдамся: папа-мама,
Дратва-жатва, кровь-любовь,
Драма-рама-панорама,
Бровь, свекровь-морковь... носки!
(Саша Чёрный)

РИФМОИД – стих с очень приблизительными рифмами. Термин практически не употребляется.

А если я вас когда-нибудь крою
И на вас замахивается перо–рука,
То я, как говорится, добыл это кровью,
Я больше вашего рифмы строгал.
(В. Маяковский)
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mail
Elizabet
Модератор


Пол: Пол:Женский
Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 7689
Откуда: поДМосквой

СообщениеДобавлено: Вс Фев 01, 2015 7:35 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ - небольшое эмоционально насыщенное лирическое произведение в прозаической форме без признаков метра и рифмы. Отличительные черты – мелодичность и напевность.

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, -
Ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!
Не будь тебя – как не впасть в отчаянье при виде всего, что свершается дома?
Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
(И. С. Тургенев)

МОНОРИМ (греч. monos – один, rime – стих) – стих, построенный на одной рифме; редкий в европейской поэзии, но широко распространённый в классической поэзии Ближнего и Среднего Востока. К моноримам относятся: газель, касыда, месневи, рубаи, тарджибанд и др. Пример рубаи Омара Хайяма:

Не завидуй тому, кто силён и богат.
За рассветом всегда наступает закат.
С этой жизнью короткою, равною вздоху,
Обращайся, как с данной тебе напрокат.
(Омар Хайям)

Пример старинного европейского монорима:

Холодеет жар камина,
Смолкли звуки пианино,
Отзвучала каватина...
Где ж иных небес картина,
Белый лебедь Лоэнгрина?

В чистом виде моноримы пишутся довольно редко. У русских поэтов стихи-моноримы часто встречаются как составные части какого-либо произведения.

Пример такой на свете не один
И диво ли, когда жить хочет мещанин,
Как именитый гражданин,
А сошка мелкая, как знатный дворянин.
(И.А. Крылов)

Есть черный тополь, и в окне - свет,
И звон на башне, и в руке - цвет,
И шаг вот этот - никому - вслед,
И тень вот эта, а меня - нет.
(М. Цветаева)

Праобразы первых русских моноримов можно встретить в устном народном творчестве: загадках, потешках, скороговорках, основанных на звуко-смысловой игре схожих по звучанию слов.

Села Алеся
с печи ноги свеся,
Не смейся, Алеся,
а на печи грейся.
(русская скороговорка)

Моноримические цепи встречаются ещё в средневековых стихотворных памятниках Древней Руси, как например:

Но еже к Богу верою вооружився,
и креста честного силою укрепився,
и молитвами пречистые Богородицы защитився,
и предстательством небесных сил оградився,
и Богу помолився...
("Задонщина", 14 век)

АЛФАВИТНЫЙ СТИХ – стихотворение, в котором каждый стих или строфа (чаще -двустишие), начинаются с новой буквы и все вместе выстроены в алфавитном порядке.

Антисемит Антанте мил.
Антанта сборище громил.
Большевики буржуев ищут.
Буржуи мчатся вёрст за тыщу.
Вильсон важнее прочей птицы.
Воткнуть перо бы в ягодицы…
(В. Маяковский)

Русский алфавитный стих ведёт своё начало от Азбучной молитвы (Х в.), широко распространённой в средневековой Руси и по форме напоминавшей современный верлибр. В таком стихе каждое изречение начиналось с новой строки и буквы алфавита.

Азъ словом симь молюся Богу
Боже вьсея твари и зиждителю
Видимыимъ и невидимыимъ!
Господа духа посъли живущаго
Да въдъхнетъ въ сьрдце ми слово
Еже будетъ на успехъ вьсемъ...

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ СТИХИ (экзотические стихи) – оригинальные стихи, построенные на нетрадиционных способах рифмовки, построения строф, чередовании рифм и пр. К таким стихам можно отнести: акростихи, панторимы, палиндромы, моноримы, фигурные стихи, анациклы, бесконечные стихи и т.д.

АКРОСТИХ (греч. akrostichis – крайние стих) – стих, первые буквы всех строк которого образуют слово или фразу, чаще всего имя самого автора. Акростих ведёт своё начало из магических текстов и был популярен в поэзии Средневековья.

Прозаики от рифмы далеки,
От четкого размера, тайны света,
Эфирного дыхания строки -
Того, что позволяет стать поэтом.
(Семён Цванг)

В ночной тиши сижу один.
Давно уж за полночь. Не спится!..
Остыл и спит во тьме камин.
Холодный чай. Перо.. Страница...
Ночная тьма глядит в окно.
Она лукаво обещает:
"Вот-вот - и явится ОНО!
Его ты жди! Не опоздает!"...
Но нет!.. И чистый лист не тронут.
И сон объял, как темный омут...
Ему придти - не суждено!...
(Вадим Цокуренко)

МЕСОСТИХ (от греч. mesos – находящийся в середине и stichos – стих) - стих, в котором из букв каждой строки составляется слово или фраза. В отличие от акростиха и телестиха, в месостихе слово образуют буквы, распололоженные в определённом порядке внутри строчек, причём вертикальное расположение не обязательно. Кроме того, как правило, зашифрованное слово или фраза выделяются. В качестве примера - четверостишие одного из родоначальников русского месостиха иеромонаха Кариона Истомина, в котором он зафиксировал своё духовное звание и фамилию.

Иисус господь Ему Рабов Оных,
возмёт ей МОльбы НАук всех свободныХ
Иже, Сия зде ТОщие навыкают.
МИлости любве всех благ Научают.
(Карион Истомин)

ТЕЛЕСТИХ - стих, в котором последние буквы каждой строки образуют слово или фразу. Разновидность акростихов.

КОЛОКОЛ
Произнося чудесный чистый звуК,
Вишу на колокольне. ВысокО!
Неоднократно сам звенеть хотеЛ,
Разлиться песней сердца далекО,
Но мой язык во власти чьих-то руК.
Вздохнул бы я свободно и легкО,
Когда бы сам, не по заказу, пеЛ.
(И. Чудасов)

ЛАБИРИНТ - ещё один жанр визуальной поэзии, часто рассматриваемый как вариант фигурных стихов; стихи, в которых различные буквы из различных строк складываются в зашифрованное слово или фразу, образуя какие-либо линии или геометрические фигуры. Как пример, послание в стихах Валерия Брюсова Вадиму Шершеневичу:

ВлекисуровуюмечтУ,
дАйутомленнойреЧи
ваДимъ,иэтудальИту,
дарИнастаромВече
себеМгновениЕогня,
дайсмУтестеНыволи.
тыиску ШениЕкремля:
затмениЕоШибокбудня -
троньискРоюдоболи!
(В. Брюсов)

ЦЕНТОН (от лат. cento - одежда или одеяло из лоскутков) – юмористическое стихотворение, составленное из «заготовок» - отрывков разных стихов одного или нескольких авторов. Вот пример центона, собранного в основном из первых строк стихов Пушкина.

Я помню чудное мгновенье -
Три сестрицы под окном.
Зима!.. крестьянин торжествуя,
Всё ходит по цепи кругом,
Гонимый вешними лучами.
Уж солнце меркнет за горами...
Беги , сокройся от очей!
И сердцу будет веселей.
Во глубине сибирских руд
Горит восток зарёю новой.
Не пой красавица при мне,
Подруга дней моих суровых.
Прощай свободная стихия,
Гусей крикливых караван…
Мороз и солнце! День чудесный!
Храни меня мой талисман!
Под небом голубым
есть город золотой
с фашистской силой темною,
с проклятою ордой.
Муха, муха, цокотуха, позолоченое брюхо,
На спине с двумя горбами, да с аршинными ушами!
То крылом волны касаясь, то стрелой взмывая к тучам,
То как зверь она завоет, то заплачет как дитя!

ПАНТОРИМ – стих, в котором все слова рифмуются. В чистом виде панторим существует крайне редко. В основном, стихи-панторимы встречаются как составные части какого-либо произведения.

Опьяняет смелый бег,
Овевает белый снег,
Режут шумы тишину,
Нежат думы про весну.
(В. Брюсов)

"Сорвано, уложено, сколото -
Чёрное надёжное золото"
(В. Высоцкий)

ТАВТОГРАММА (от греч. tauto – то же самое) - стихотворение, все слова которого начинаются с одной буквы.
В толковом словаре В.И. Даля приводится следующий пример:

Пётр Петрович пошёл погулять.
Поймал попугая - понёс продавать.
Просил полтину – получил половину.
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mail
Elizabet
Модератор


Пол: Пол:Женский
Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 7689
Откуда: поДМосквой

СообщениеДобавлено: Вс Фев 01, 2015 7:36 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

АНАЦИКЛ (греч. ana - вперёд, против и cyclos - круг, цикл) - стихотворение, написанное таким образом, что его можно одинаково читать как сверху вниз слева направо, так и снизу вверх справа налево. Анацикл читается в обоих направлениях не по буквам (как в палиндроме), а по словам. В отличие от стихотворения-реверса, порядок изложения, рифмы и рифмовка сохраняются. Анациклические стихи - крайне редкое явление даже для эксперементальной поэзии.

Жестоко - раздумье. Ночное молчанье
Качает виденья былого,
Мерцанье встречает улыбки сурово.
Страданье -
Глубоко - глубоко!
Страданье сурово улыбки встречает...
Мерцанье былого - виденья качает...
Молчанье, ночное раздумье, - жестоко!
(В. Брюсов)

РЕВЕРС - стихотворение, которое можно читать как сначала (слева направо), так и с конца (справа налево), при этом общий смысл сохраняется, но меняется очерёдность изложения и, что самое главное, меняются рифмы и может меняться рифмовка.

В образчике ниже четверостишие имеет смежную рифмовку и две рифмы "твои - и", "твой - шальной". При воспроизведении стихотворения по словам в обратном порядке (с конца) смежная рифмовка меняется на перекрёстную, а также происходит смена конечных рифм на "весне - мне" и "слеза - глаза". Жанр практически не разработан.

Глаза зелёные твои
Мне будут снова сниться и
Слеза как чистый образ твой
Весне запомнится шальной.
Шальной запомнится весне
Твой образ чистый как слеза
И сниться снова будут мне
Твои зелёные глаза.

РОПАЛИК или РОПАЛИСТИЧЕСКИЙ СТИХ (греч. ropalicos - палица, дубина) – стихотворение c постепенным наращиванием кол-ва слогов. Ропалический стих был впервые замечен у Гомера: в его гекзаметре каждое слово в строке имело на 1 слог больше (1, 2, 3, 4, 5). В последующем некоторые античные стихотворцы взяли этот приём на вооружение и пытались писать такими строками целые стихотворения Из наиболее известных - "Молитва" Авсония" (IV в. н. э.).

Бог Отец, податель бессмертного существованья,
Слух склони к чистоте неусыпных молитвословий...

В горизонтальном ропалическом стихе слова от начала к концу строки увеличиваются на один слог. Так, в примере ниже (частично панторимичном) в каждой строке первое слово - односложное, второе - двусложное, третье - трёхсложное, четвёртое - четырёхсложное.

Жизнь - игра желаний мимолётных,
Есть - пора мечтаний безотчётных,
Есть, потом, - свершений горделивых,
Скук, истом, томлений прозорливых...
(В. Брюсов)

В вертикальном ропалике каждая новая строчка имеет на один слог больше. Как пример, - юмористический ропалик "Бдительный пограничник" .

1 Стой!
2 Видишь -
3 Граница.
4 Дальше нельзя,
5 Не положено!
6 Что, снова не спится?
7 Хочешь туда, рожина?
8 Там ведь повсюду мафия,
9 Кланы и эксплуатация!
10 Будь патриотом - в это болото
11 Не лезь!.. без визы на эмиграцию.

ФИГУРНЫЙ СТИХ – стихотворение, строки которого визуально образуют какую-либо фигуру или предмет - звезду, конус, сердце, крест, пирамиду, ромб и пр. Таким образом, фигурные стихи предназначены исключительно для зрительного восприятия. Изобретателем фигурных стихов принято считать Симмия Родосского - древнегреческого поэта, написавшего три стихотворения в форме яйца, секиры и крыльев. Позднее, фигурный стих был в ходу в европейской поэзии барокко, а также не был обделён вниманием и русскими поэтами: первые фигурные стихи в России составляли виршеписцы ещё на заре русской поэзии - в 17 веке, когда стихотворная "алхимия" была в большой моде. В 18 веке в этом жанре написал несколько образцов (в виде лабиринта, креста, сердца и восьмиугольной звезды) и один из крупнейших стихотворцев того времени Симеон Полоцкий. В 18-19 вв. к фигурным стихам обращаются Державин, Сумароков, Ржевский, Апухтин, Рукавишников и некоторые другие поэты. В дальнейшем интерес к фигурным стихам проявляют символисты (Брюсов) и модернисты (Кирсанов, Вознесенский). В целом, фигурные стихи - не более чем стихотворная забава, в которой форма преобладает над содержанием. По этой причине высокохудожественных образцов создано крайне мало. Как пример, стихотворение в виде треугольников Апухтина:

Проложен жизни путь бесплодными степями,
И глушь и мрак... ни хаты, ни куста...
Спит сердце; скованы цепями
И разум, и уста
И даль пред нами
пуста.
И вдруг покажется не так тяжка дорога,
Захочется и петь, и мыслить вновь.
На небе звёзд горит так много,
так бурно льётся кровь...
Мечты, тревога,
Любовь!
О, где же те мечты? Где радости печали,
Светившие нам столько долгих лет?
От их огней в туманной дали
Чуть виден слабый свет…
И те пропали,
Их нет.
(А. Апухтин)

БЕСКОНЕЧНЫЙ СТИХ – стихи с кольцевой структурой, где конец переходит в начало. Всем известен стих:
«У попа была собака…». А вот пример бесконечной басни:

…Сидел на ветке
Как-то глупый попугай.
И взлетая очень редко,
Он смеялся с птичьих стай:
«Будет дымка голубая,
Красивее облака,
Вот тогда и полетаю
Выше всех, наверняка!»
И решил он вниз спуститься,
Сэкономить больше сил.
Только ж надо так случиться:
Он в силки и угодил.
И теперь в красивой клетке
Всё твердит: …
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mail
Elizabet
Модератор


Пол: Пол:Женский
Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 7689
Откуда: поДМосквой

СообщениеДобавлено: Вс Фев 01, 2015 7:36 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

БУРИМЕ (от франц. bouts rimes -"зарифмованные концы") – сочинение стихов на заранее заданные рифмы, как правило, шуточного характера. Форма буриме зародилась во Франции в первой половине 17-го века. История возникновения буриме обязана французскому поэту Дюло, который заявил, что написал 300 сонетов, но рукопись потерял. После массовых сомнений публики в таком большом количестве написанных стихов, Дюлло признался, что написал не сами стихи, а только заготовленные рифмы. После этого его коллеги по перу написали сонеты на рифмы-заготовки, а новая стихотворная игра вошла в моду и в 17-18 вв. была довольно популярным салонным развлечением. Известно также, что А. Дюма в 19 веке был огранизатором конкурса на лучшее буриме и опубликовал книгу лучших стихотворений.

В наше время буриме продолжает оставаться популярной игрой среди всех любителей стихотворного жанра. Буриме позволяет проявить свои творческие способности, блеснуть остроумием и оригинальностью, в считанные минуты (или даже секунды) продемонстрировать своё владение словом.

Например заданные рифмы:

воздух - отдых
игра - топора
Избу не возвести без друга-топора,
И труд иной порою просто отдых,
Работа- радость мне: весёлая игра,
Когда в лицо - удачи свежий воздух.

ШАРАДА (от франц. charade - беседа, болтовня) – стихотворение - загадка, иносказательно описывающее какое-либо слово.

Начало слова – зверь морской,
В лесу растёт конец шарады,
Отгадку в швейной мастерской
Сошьёт портной вам, если надо.
(кит + ель = китель)

ЛОГОГРИФ - это усложнённая шарада, основой которой является метаграмма (слова с различием в одну букву). В примере ниже от слова "победа" в каждой строчке отнимается по одной букве.

На фабрике «Победа»
Во время обеда
Случилась беда –
Пропала еда!
Ты съел? – Да!

ПАЛИНДРОМОН (греч. palindromos – бегущий обратно) - стихотворение, строки которого являются палиндромами и одинаково читаются от начала к концу и от конца к началу.

ЗВУКОВОЕ КОЛЬЦО - четверостишие или стихотворение, в котором последняя буква каждого стиха совпадает с первой буквой
последующего стиха, а последняя буква последней строчки - с первой буквой первой.

Давно известно: жизнь - борьба,
А у борьбы - один исход:
Держать, как нам велит судьба,
Атаки яростных невзгод...
(Иван Овчинников)

ГЕТЕРОГРАММА (равнобуквица) - игра слов, различных по значению, но сходных по буквенному составу (больше веков - большевиков, не бомжи вы - небом живы, теперь я - те перья). Разновидность каламбура. Стихи, состоящие из гетерограмм - редкое, но весьма интересное явление в поэзии.

Азам учили,
а замучили.
Пока лечили –
покалечили.
(С. Федин)

Что вы простонете?
Что вы просто не те?
Разведу руками - мир стоит
Разве дураками мир стоит?
(Д. Авалиани)
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mail
Показать сообщения:      
Начать новую тему Ответить на тему


 Перейти:   



Следующая тема
Предыдущая тема
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2002 phpBB Group :: FI Theme :: Modded by FantasyDesign

Anti Bot Question MOD - phpBB MOD against Spam Bots
Заблокировано регистраций / сообщений: 290356 / 0