Список форумов Русский ОШО Портал
Список форумов Русский ОШО Портал FAQ Пользователи Поиск Группы Профиль Войти и проверить личные сообщения Вход Регистрация
 Сократ - философ и мистик. Следующая тема
Предыдущая тема
Начать новую тему Ответить на тему
Автор Сообщение
Дхарма Махант
Сталкер.


Пол: Пол:Мужской
Зарегистрирован: 23.11.2006
Сообщения: 22646
Откуда: Кобристан.

СообщениеДобавлено: Ср Июн 30, 2010 4:32 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Сокра́т (Σωκράτης, ок. 469 г. до н. э., Афины — 399 г. до н. э.) — древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии - от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Приговорён к смерти за «развращение молодежи» и «непочитание богов». Его деятельность — поворотный момент античной философии.

Сократ излагал свои мысли в устной форме, в разговорах с разными лицами; до нас дошли сведения о содержании этих разговоров в сочинениях его учеников, Платона и Ксенофонта (Воспоминания о Сократе, Защита Сократа на суде, Пир, Домострой), и в сочинениях Платонова ученика, Аристотеля...

Image
Портрет Сократа, скульптура римской эпохи хранящаяся в Лувре

Биография Сократа.

Беседы с Сократом.

Лев Толстой "Греческий учитель Сократ".


В 469 году до н.э. в Афинах в семье камнетеса Софроникса и повитухи Фенареты родился мальчик. При первом же взгляде на этого ребенка Афинский Оракул сказал его отцу: "Пусть сын делает то, что ему заблагорассудится... так как он уже имеет внутри себя на всю жизнь руководителя, который лучше тысячи учителей и воспитателей". Позднее Оракул Аполлона в Дельфах признал Сократа мудрейшим из всех греков. Сам Сократ уже на исходе жизни признавался: "Началось у меня это с детства: возникает какой-то голос, который всякий раз отклоняет меня от того, что я бываю намерен сделать, а склонять к чему-либо никогда не склоняет".

Сократ получил общедоступное начальное образование, потом изучал математику, астрономию, метеорологию, увлекался науками о природе. В 18 лет прошел военную службу, затем помогал отцу в его работе скульптора и камнетеса. Был небогат и вел неприхотливый образ жизни и не жаловался на судьбу; одевался скромно и нередко ходил босиком. Участвовал в военных действиях против Спарты и проявил себя отважным и стойким воином. После первой же битвы ему была присуждена награда за храбрость. А однажды зимой он в течение двух часов простоял перед лагерем на одном и том же месте, погруженный в размышления, босиком и в легкой одежде, забыв про суровый мороз. После сорока лет Сократ женился на некой Ксантиппе, имевшей репутацию сварливой и несносной женщины, на выходки которой он реагировал с философской невозмутимостью. Объясняя в шутку свой выбор, Сократ говорил, что "все желающие сделаться искусными наездниками выбирают самых горячих лошадей, и если они могут обуздать их, то в них является уверенность, что они справятся и с другими лошадьми". Трех сыновей Сократа звали Лампрокл, Софроникс и Менексен.

Еще в молодости, посетив Дельфы, Сократ был взволнован призывной надписью спартанца Хилона, начертанной на Храме Аполлона. Надпись гласила: "Познай самого себя". Став сперва учеником знаменитого греческого натурфилософа Анаксагора, Сократ постепенно создает свою собственную философскую систему, стержнем которой становится самопознание и нравственность. А девизом Сократа было:

"Ничего сверх меры".
"О, сколько существует вещей, без которых можно жить!"
"Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может".


Истинное познание, как его понимал Сократ, призвано дать человеку верные ориентиры для его повседневной жизни, чтобы научиться разумно вести человеческие дела. Дорога самопознания ведет человека к пониманию своего места в мире, к уяснению того, "каков он по отношению к пользованию собой как человеком". Зло творится, согласно Сократу, по неведению, незнанию; злой поступок является следствием непонимания того, что есть истинное благо, а не результатом разумного выбора зла; другими словами, умышленное зло невозможно. "Я знаю, что ничего не знаю". "Что есть Бог, я не знаю", - говорил Сократ. - "Я знаю, чем Он не является".

По Сократу, душа "царит в нас", но, в отличие от тела, "она невидима". Эта незримая наша "хозяйка" управляет нашим зримым телом, так как в ней находится наш разум, распоряжающийся телом как хочет. И не только телом, но и всеми поступками. Ибо добродетель есть Знание, и моральное поведение есть поведение разумной души, а не тела. Душа - источник благоразумия, сдержанности и самообладания, и пока душа сохраняет контроль над телом и чувственными вожделениями, человек остаётся нравственным. Когда же физические вожделения и чувственные удовольствия берут верх над душой и заставляют ее "угождать им", человек перестает быть нравственным, становится рабом чувственных наслаждений и доводит до "позорного состояния тело и душу".

Таким образом, бессмертная душа подвержена как совершенствованию, так и порче, в зависимости от земного образа жизни тех, кому она достается в своих вечных переселениях из этого мира в загробный и возвращениях назад. Отсутствие бессмертия души, замечает Сократ, было бы счастливой находкой для дурных людей, ибо со смертью души они легко избавлялись бы от присущей им порочности. Но душа бессмертна, и, следовательно, неизбежна ответственность человека за свои дела.

Со времен Пифагора мудрецы, философы и софисты были в глазах большинства жителей Греции людьми суетной, бесполезной и даже опасной породы, дурачащими своих слушателей, умниками, сбивающими с толку подрастающее поколение. Многие философы были вынуждены бежать из Афин. И для Сократа его иронические выпады в адрес "незнающего большинства" не прошли даром. Обыватели издевались над молодыми людьми, целыми днями шатавшимися за Сократом по городу, говоря: "Надо же, ты познаешь себя, что ты невежественен и глуп!" В марте 399 года до н.э. против Сократа было сфабриковано дело, по которому он обвинялся в непризнании тех Богов, каких признавал традиционно город Афины, и "в развращении умов молодёжи".

Враги Сократа надеялись, что он тоже бежит из Афин или публично раскается, приведя с собой в Суд плачущую жену и детей, но Сократ отказался даже от помощи адвоката и в Суде открыто высмеял костность и невежественность сложившегося образа жизни. Платон, в то время ещё юноша, присутствовал на Суде и позднее записал речь Сократа. Друзья уговаривали Сократа отречься от своих слов, чтобы сохранить себе жизнь, но он был непреклонен. Взбешенные судьи вынесли ему смертный приговор, по которому он должен был выпить чашу яда из сока болиголова. "Избегнуть смерти нетрудно, афиняне, - ответил Сократ судьям. - А вот что гораздо труднее - это избегнуть испорченности: она настигает стремительнее смерти".



Из апологии Сократа после обвинительных речей

...так вот, говорю я, если бы вы меня отпустили на этом условии, то я бы вам сказал: "Желать вам всякого добра - я желаю, о мужи афиняне, и люблю вас, а слушаться буду скорее Бога, чем вас, и, пока есть во мне дыхание и способность, не перестану философствовать, уговаривать и убеждать всякого из вас, кого только встречу, говоря то самое, что обыкновенно говорю: "О лучший из мужей, гражданин города Афин, величайшего из городов, больше всех прославленного за мудрость и силу, не стыдно ли тебе, что ты заботишься о деньгах, чтобы их у тебя было как можно больше, о славе и о почестях, а о разумности, об истине и о душе своей, чтобы она была как можно лучше, - не заботишься и не помышляешь?"

И если кто из вас станет возражать и утверждать, что он об этом заботится, то я не оставлю его и не уйду от него тотчас же, а буду его расспрашивать, пытать, опровергать и, если мне покажется, что в нем нет доблести, а он только говорит, что есть, буду попрекать его за то, что он самое дорогое не ценит ни во что, а плохое ценит дороже всего. Так я буду поступать со всяким, кого только встречу, с молодым и старым, с чужеземцами и с вами, с вами особенно, потому что вы мне ближе по крови. Могу вас уверить, что так велит Бог, и я думаю, что во всем городе нет у вас большего блага, чем это мое служение богу.

...Будьте уверены, что если вы меня такого, как я есть, убьете, то вы больше повредите себе, нежели мне. Мне-то ведь не будет никакого вреда ни от Мелета, ни от Анита, да они и не могут мне повредить, потому что я не думаю, чтобы худшему было позволено вредить лучшему. Разумеется, он может убить, изгнать из отечества, отнять все права. Но ведь это он или еще кто-нибудь считает все подобное за великое зло, а я не считаю; гораздо же скорее считаю я злом именно то, что он теперь делает, замышляя несправедливо осудить человека на смерть. Таким образом, о мужи афиняне, я защищаюсь теперь совсем не ради себя, как это может казаться, а ради вас, чтобы вам, осудивши меня на смерть, не проглядеть дара, который вы получили от Бога. В самом деле, если вы меня убьете, то вам нелегко будет найти еще такого человека, который, смешно сказать, приставлен к городу как овод к лошади, большой и благородной, но обленившейся от тучности и нуждающейся в том, чтобы ее подгоняли. В самом деле, мне кажется, что Бог послал меня городу как такого, который целый день, не переставая, всюду садится и каждого из вас будит, уговаривает, упрекает. Другого такого вам нелегко будет найти, о мужи, а меня вы можете сохранить, если вы мне поверите. Но очень может статься, что вы, как люди, которых будят во время сна, ударите меня и с легкостью убьете, послушавшись Анита, и тогда всю остальную вашу жизнь проведете во сне, если только Бог, жалея вас, не пошлет вам еще кого-нибудь. А что я такой как будто бы дан городу Богом, это вы можете усмотреть вот из чего: похоже ли на что-нибудь человеческое, что я забросил все свои собственные дела и сколько уже лет терпеливо переношу упадок домашнего хозяйства, а вашим делом занимаюсь всегда, обращаясь к каждому частным образом, как отец или старший брат, и убеждая заботиться о добродетели...



Речь Сократа после смертного приговора

Немного не захотели вы подождать, о мужи афиняне, а вот от этого пойдет о вас дурная слава между людьми, желающими хулить наш город, и они будут обвинять вас в том, что вы убили Сократа, известного мудреца. Конечно, кто пожелает вас хулить, тот будет утверждать, что я мудрец, пусть это и не так. Вот если бы вы немного подождали, тогда бы это случилось для вас само собою; подумайте о моих годах, как много уже прожито жизни и как близка смерть. Это я говорю не всем вам, а тем, которые осудили меня на смерть. А еще вот что хочу я сказать этим самым людям: быть может, вы думаете, о мужи, что я осужден потому, что у меня не хватило таких слов, которыми я мог бы склонить вас на свою сторону, если бы считал нужным делать и говорить все, чтобы уйти от наказания. Вовсе не так. Не хватить-то у меня правда что, не хватило, только не слов, а дерзости и бесстыдства и желания говорить вам то, что вам всего приятнее было бы слышать, вопия и рыдая, делая и говоря, повторяю я вам, еще многое меня недостойное - все то, что вы привыкли слышать от других. Но и тогда, когда угрожала опасность, не находил я нужным делать из-за этого что-нибудь рабское и теперь не раскаиваюсь в том, что защищался таким образом, и гораздо скорее предпочитаю умереть после такой защиты, нежели оставаться живым, защищавшись иначе. Потому что ни на суде, ни на войне, ни мне, ни кому-либо другому не следует избегать смерти всякими способами без разбора. Потому что и в сражениях часто бывает очевидно, что от смерти-то можно иной раз уйти, или бросив оружие, или начавши умолять преследующих; много есть и других способов избегать смерти в случае какой-нибудь опасности для того, кто отважится делать и говорить все. От смерти уйти нетрудно, о мужи, а вот что гораздо труднее - уйти от нравственной порчи, потому что она идет скорее, чем смерть. И вот я, человек тихий и старый, настигнут тем, что идет тише, а мои обвинители, люди сильные и проворные, — тем, что идет проворнее, — нравственною порчей. И вот я, осужденный вами, ухожу на смерть, а они, осужденные истиною, уходят на зло и неправду; и я остаюсь при своем наказании, и они - при своем. Так оно, пожалуй, и должно было случиться, и мне думается, что это правильно.

А теперь, о мои обвинители, я желаю предсказать, что будет с вами после этого. Ведь для меня уже настало то время, когда люди особенно бывают способны пророчествовать, - когда им предстоит умереть. И вот я утверждаю, о мужи, меня убившие, что тотчас за моей смертью придет на вас мщение, которое будет много тяжелее той смерти, на которую вы меня осудили. Ведь теперь, делая это, вы думали избавиться от необходимости давать отчет в своей жизни, а случится с вами, говорю я, совсем обратное: больше будет у вас обличителей - тех, которых я до сих пор сдерживал и которых вы не замечали, и они будут тем невыносимее, чем они моложе, и вы будете еще больше негодовать. В самом деле, если вы думаете, что, убивая людей, вы удержите их от порицания вас за то, что живете неправильно, то вы заблуждаетесь. Ведь такой способ самозащиты и не вполне возможен, и не хорош, а вот вам способ и самый хороший, и самый легкий: не закрывать рта другим, а самим стараться быть как можно лучше. Ну вот, предсказавши это вам, которые меня осудили, я ухожу от вас. А с теми, которые меня оправдали, я бы охотно побеседовал о самом этом происшествии, пока архонты заняты своим делом и мне нельзя еще идти туда, где я должен умереть. Побудьте пока со мною, о мужи! Ничто не мешает нам поболтать друг с другом, пока есть время. Вам, друзьям моим, я хочу показать, что, собственно, означает теперешнее происшествие. Со мною, о мужи судьи, — вас-то я по справедливости могу называть судьями — случилось что-то удивительное. В самом деле, в течение всего прошлого времени обычный для меня вещий голос слышался мне постоянно и останавливал меня в самых неважных случаях, когда я намеревался сделать что-нибудь не так; а вот теперь, как вы сами видите, со мною случилось то, что может показаться величайшим из зол, по крайней мере, так принято думать; тем не менее, божественное знамение не остановило меня ни утром, когда я выходил из дому, ни в то время, когда я входил в суд, ни во время всей речи, что бы я ни хотел сказать. Ведь прежде-то, когда я что-нибудь говорил, оно нередко останавливало меня среди слова, а теперь во всем этом деле ни разу оно не удержало меня от какого-нибудь поступка, от какого-нибудь слова. Как же мне это понимать? А вот я вам скажу: похоже, в самом деле, что все это произошло к моему благу, и быть этого не может, чтобы мы правильно понимали дело, полагая, что смерть есть зло. Этому у меня теперь есть великое доказательство, потому что быть этого не может, чтобы не остановило меня обычное знамение, если бы то, что я намерен был сделать, не было благом. А рассудим-ка еще вот как - велика ли надежда, что смерть есть благо? Умереть, говоря по правде, значит одно из двух: или перестать быть чем бы то ни было, так что умерший не испытывает никакого ощущения от чего бы то ни было, или же это для души какой-то переход, переселение ее отсюда в другое место, если верить тому, что об этом говорят. И если бы это было отсутствием всякого ощущения, все равно что сон, когда даже ничего не видят во сне, то смерть была бы удивительным приобретением. Мне думается, в самом деле, что ее бы кто-нибудь должен был взять ту ночь, в которую он спал так, что даже не видел сна, сравнить эту ночь с остальными ночами и днями своей жизни и, подумавши, сказать, сколько дней и ночей прожил он в своей жизни лучше и приятнее, чем ту ночь, то, думаю, не только всякий простой человек, но и сам Великий царь нашел бы, что сосчитать такие дни и ночи сравнительно с остальными ничего не стоит. Так если смерть такова, я со своей стороны назову ее приобретением, потому что таким-то образом выходит, что вся жизнь ничем не лучше одной ночи. С другой стороны, если смерть есть как бы переселение отсюда в другое место и если правду говорят, будто бы там все умершие, то есть ли что-нибудь лучше этого, о мужи судьи? В самом деле, если прибудешь в Аид, освободившись вот от этих так называемых судей, и найдешь там судей настоящих, тех, что, говорят, судят в Аиде, Миноса, Радаманта, Эака, Триптолема, и всех тех полубогов, которые в своей жизни отличались справедливостью, - разве это будет плохое переселение? А чего бы не дал всякий из вас за то, чтобы быть с Орфеем, Мусеем, Гесиодом, Гомером! Что меня касается, то я желаю умирать много раз, если все это правда; для кого другого, а для меня было бы удивительно вести там беседы, если бы я встретился, например, с Паламедом и Теламоновым сыном Аяксом или еще с кем-нибудь из древних, кто умер жертвою неправедного суда, и мне думается, что сравнивать мою судьбу с их было бы не неприятно. И наконец, самое главное - это проводить время в том, чтобы распознавать и разбирать тамошних людей точно так же, как здешних, а именно кто из них мудр и кто из них только думает, что мудр, а на самом деле не мудр; чего не дал бы всякий, о мужи судьи, чтобы узнать доподлинно с человека, который привел великую рать под Трою, или узнать Одиссея, Сисифа и множество других мужей и жен, которых распознавать, с которыми беседовать и жить вместе было бы несказанным блаженством. Не может быть никакого сомнения, что уж там-то за это не убивают, потому что помимо всего прочего тамошние люди блаженнее здешних еще и тем, что остаются все время бессмертными, если верно то, что об этом говорят.

Но и вам, о мужи судьи, не следует ожидать ничего дурного от смерти, и уж если что принимать за верное, а так это то, что с человеком хорошим не бывает ничего дурного ни при жизни, ни после смерти и что боги не перестают заботиться о его делах; тоже вот и моя судьба устроилась не сама собою, напротив, для меня очевидно, что мне лучше уж умереть и освободиться от хлопот. Вот почему и знамение ни разу меня не удержало, и я сам не очень-то пеняю на тех, кто приговорил меня к наказанию, и на моих обвинителей. Положим, что они выносили приговор и обвиняли меня не по такому соображению, а думая мне повредить; это в них заслуживает порицания. А все-таки я обращаюсь к ним с такою маленькою просьбой: если, о мужи, вам будет казаться, что мои сыновья, сделавшись взрослыми, больше заботятся о деньгах или еще о чем-нибудь, чем о доблести, отомстите им за это, преследуя их тем же самым, чем и я вас преследовал; и если они будут много о себе думать, будучи ничем, укоряйте их так же, как и я вас укорял, за то, что они не заботятся о должном и воображают о себе невесть что, между тем как на самом деле ничтожны. И, делая это, вы накажете по справедливости не только моих сыновей, но и меня самого. Но вот уже время идти отсюда, мне - чтобы умереть, вам - чтобы жить, а кто из нас идет на лучшее, это ни для кого не ясно, кроме Бога.



Татьяна Красильникова. "Сократ. Искусство дружбы".
Рекомендую к прочтению.

_________________
Я ставлю запятую перед что, где она мне нужна. © Ф. М. Достоевский. Image
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Дхарма Махант
Сталкер.


Пол: Пол:Мужской
Зарегистрирован: 23.11.2006
Сообщения: 22646
Откуда: Кобристан.

СообщениеДобавлено: Ср Июн 30, 2010 5:29 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

- Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу тебе, кто ты.
- Интересно... Я вот читаю Гомера, Платона, Сократа...
- Ты - лжец! Laughing


Image
Для увеличения изображения нажимайте на картинку!


... 12 Крит

Ошо отвечал на вопросы учеников и мировой прессы на дискурсах, которые проводились дважды в день. Это было так, как будто вернулись времена, когда люди искали мудрого человека и консультировались с ним о том, как им быть. Журналисты задавали Ошо вопросы относительно их политических лидеров, о Папе, контроле над деторождением, смертной казни, проблемах брака, женском освобождении, деньгах, здоровье- духовном и телесном, разоружении и медитации. Да, было несколько вопросов о медитации, но, конечно, обычный желтый журнализм был тоже здесь все с теми же старыми вопросами: "Вы известны как секс-гуру?.."

Ошо: "Название 'секс-гуру' не только фальшиво, оно абсурдно. Если сформулировать это правильно, я единственный человек во всем мире, который против секса. Но это требует огромного понимания. Вы не можете надеяться на такое понимание у журналистов. Существует по крайней мере четыре сотни книг, подписанных моим именем, и только одна книга о сексе. Говорят только об этой книге; о трехстах девяносто девяти никто не беспокоится, а они самые лучшие. Книга о сексе просто приготавливает вас, чтобы вы могли понять другие книги и идти выше, отбросив мелкие проблемы, достигая высот человеческого сознания, но никто не говорит о них".

Ошо спросили: "Как вы хотели бы представить себя грекам?"
Ошо: "Мой бог, неужели вы не узнали меня? Я тот же самый человек, которого вы отравили двадцать пять столетий назад. Вы забыли меня, но я вас не забыл. И я здесь всего два дня, я думал, что за двадцать пять столетий Греция эволюционировала к лучшим качествам, к большей человечности, к большей правде, но я чувствую печаль, потому что за эти два дня появились статьи в греческих газетах, в которых написана абсолютная ложь обо мне, в которых сделаны утверждения, которые не имеют никакого основания в реальности, которые абсурдны".

Ошо только что покинул Непал, землю, где родился Гаутама Будда, и теперь он был на первой ступеньке мирового турне, в Греции - стране Зорбы.
Ошо: "Зорба - это фундамент храма. Будда - это сам храм. Новому человеку я дал имя Зорба-Будда. Я не хочу шизофрении, не хочу разделения между материей и сознанием, между обыденным и священным, между этим миром и тем миром. Я не хочу никакого разделения, потому что каждое разделение это разделение в вас, и личность, человечество, разделенное внутри себя, будет сумасшедшим и безумным. И мы живем в сумасшедшем и безумном мире. Он может быть нормальным только если разделение будет преодолено. Зорба должен стать Буддой, а Будда должен понять и уважать свой фундамент. Корни могут быть безобразны, но без этих корней не будет никаких цветов".

... Ошо задали много вопросов относительно воспитания детей и проблем подростков. Это было странно, потому что в то время как мировая пресса спрашивала совета Ошо по поводу молодежи, это было как раз то "преступление", за которое Ошо был арестован на Крите - "развращение молодежи". Это было обвинение, которое было выдвинуто против Сократа двадцать пять столетий назад (См.книгу Джулиет Формен "Один человек против всего отвратительного прошлого человечества").

Ошо ответил на вопросы о СПИДе: "Не думаете ли вы, как некоторые люди, что СПИД - это божье проклятие за распущенность?"
Ошо: "Это, конечно, проклятие Бога, но не за распущенность. Это проклятие Бога за учение церкви о целибате, который против природы; за то, что монахов и монахинь разделяют, что против природы; это обязательно порождает гомосексуализм. Гомосексуализм это религиозная болезнь, и церковь ответственна за него. Сам Бог ответственен за него, потому что в христианской Троице есть Бог-отец; сын - Иисус Христос, а что это за субъект Святой Дух? Там нет женщины; это группа гомосексуалистов, и я подозреваю, что этот святой дух друг Бога". Он сказал, что "общество и священники дают нам две лжи, и это Бог и смерть.Бога нет. Смерти нет. Так называемые религиозные лидеры, кардиналы, епископы и архиепископы, они представляют единственного рожденного сына гипотезы. Они самые непонимающие люди в мире. Они живут в галлюцинации". ("Сократ Отравлен Снова Через Двадцать Пять Столетий")

... Последние слова Ошо журналистам перед отъездом из Греции были:
"Если один человек с четырехнедельной туристской визой может разрушить вашу двухтысячелетнюю мораль, вашу религию, тогда ее не стоит сохранять. Она должна быть разрушена".

Ма Прем Шуньо "Мои алмазные дни с Ошо".

_________________
Я ставлю запятую перед что, где она мне нужна. © Ф. М. Достоевский. Image

Последний раз редактировалось: Дхарма Махант (Ср Июн 30, 2010 6:16 pm), всего редактировалось 3 раз(а)
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Antardhan
Ошо-центр "Дэвавани"



Зарегистрирован: 30.08.2009
Сообщения: 607

СообщениеДобавлено: Ср Июн 30, 2010 5:55 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

А ещё Сократ не только мистик, но и любитель мальчиков... Shocked

Это я к тому, что вдруг кто захочет просветлённому ПОПОдражать. Laughing
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Дхарма Махант
Сталкер.


Пол: Пол:Мужской
Зарегистрирован: 23.11.2006
Сообщения: 22646
Откуда: Кобристан.

СообщениеДобавлено: Ср Июн 30, 2010 6:43 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Antardhan
Если бы ещё были действительные доказательства тому. Confused

Но повод, что мол, Сократ - сексуальный извращенец, вполне могли использовать, как один из самых веских аргументов для того, чтобы когда-то, 25 столетий назад, осудить его философию. Когда общество клеит ярлык вольнодумца, то рука об руку вместе с ним клеится и ярлык сексуального извращенца. Shocked

Пример: "из созданной им коммуны стали бежать некоторые искатели «истины», ибо, как оказалось, под прикрытием утонченной философии члены ее занимались развратом, во время сеансов люди теряли рассудок и способность что-либо понимать" (Не про Сократа, про Ошо Arrow http://bogdanclub.ru/showthread.php?t=4033 )

Image
The Death of Socrates Oil on canvas, 129.5 x 196.2 cm (51 x 77 1/4 in); The Metropolitan Museum of Art, New York

_________________
Я ставлю запятую перед что, где она мне нужна. © Ф. М. Достоевский. Image

Последний раз редактировалось: Дхарма Махант (Ср Июн 30, 2010 6:50 pm), всего редактировалось 1 раз
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Antardhan
Ошо-центр "Дэвавани"



Зарегистрирован: 30.08.2009
Сообщения: 607

СообщениеДобавлено: Ср Июн 30, 2010 6:47 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Дхарма Махант писал(а):
Antardhan
Если бы ещё были действительные доказательства тому. Confused

Но повод, что мол, Сократ - сексуальный извращенец,


В Древней Греции это было нормой. А известно об этом (конкретно о Сократе, не о норме) стало после произведений одного из его ближайших учеников - Платона. "Мир", "Диалоги" и что-то там ещё, не помню.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Дхарма Махант
Сталкер.


Пол: Пол:Мужской
Зарегистрирован: 23.11.2006
Сообщения: 22646
Откуда: Кобристан.

СообщениеДобавлено: Ср Июн 30, 2010 6:58 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Antardhan
Цитата:
В Древней Греции это было нормой. А известно об этом (конкретно о Сократе, не о норме) стало после произведений одного из его ближайших учеников - Платона. "Мир", "Диалоги" и что-то там ещё, не помню.

Ага, посмотрел, вот тут подробно об этом понаписано Arrow http://ctiak.narod.ru/lek2.html

Парадоксально: Confused

Ошо спросили: "Как вы хотели бы представить себя грекам?"

Ошо: "Мой бог, неужели вы не узнали меня? Я тот же самый человек, которого вы отравили двадцать пять столетий назад. Вы забыли меня, но я вас не забыл. И я здесь всего два дня, я думал, что за двадцать пять столетий Греция эволюционировала к лучшим качествам, к большей человечности, к большей правде, но я чувствую печаль, потому что за эти два дня появились статьи в греческих газетах, в которых написана абсолютная ложь обо мне, в которых сделаны утверждения, которые не имеют никакого основания в реальности, которые абсурдны".

Ма Прем Шуньо "Мои алмазные дни с Ошо".

_________________
Я ставлю запятую перед что, где она мне нужна. © Ф. М. Достоевский. Image

Последний раз редактировалось: Дхарма Махант (Сб Ноя 14, 2015 1:14 am), всего редактировалось 1 раз
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Antardhan
Ошо-центр "Дэвавани"



Зарегистрирован: 30.08.2009
Сообщения: 607

СообщениеДобавлено: Ср Июн 30, 2010 7:09 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Ох... Пока ещё Ошо в таком не обвиняли. Cool Сколько продержится свято место пустым?
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Дхарма Махант
Сталкер.


Пол: Пол:Мужской
Зарегистрирован: 23.11.2006
Сообщения: 22646
Откуда: Кобристан.

СообщениеДобавлено: Ср Июн 30, 2010 7:14 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Antardhan

Very Happy Very Happy Very Happy

Ошо: "Название 'секс-гуру' не только фальшиво, оно абсурдно.
Если сформулировать это правильно, я единственный человек во всем мире,
который против секса. Но это требует огромного понимания
..."
Ма Прем Шуньо "Мои алмазные дни с Ошо".

Image

'It's the journey, not the destination'

Ты можешь прожить всю жизнь и даже не проснуться...

_________________
Я ставлю запятую перед что, где она мне нужна. © Ф. М. Достоевский. Image
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Olivin
Искатель


Пол: Пол:Женский
Зарегистрирован: 13.03.2010
Сообщения: 138
Откуда: М.о.

СообщениеДобавлено: Сб Июл 03, 2010 4:46 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Безусловно, плебеям интереснее обсуждать не учение Сократа, а особенности его физиологии и подробности интимной жизни!

_________________
Уже не чего искать тому, кто не следует предвзятым мнениям.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Elizabet
Модератор


Пол: Пол:Женский
Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 7689
Откуда: поДМосквой

СообщениеДобавлено: Сб Июл 03, 2010 11:17 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Цитата:
А ещё Сократ не только мистик, но и любитель мальчиков...


Cократ - один из величайших мыслителей, от которых до нас дошло только имя, "не-он"-реклама. Laughing Разве можно сказать что-то о Сократе и его жизни, переживаниях, опытах, не зная себя? Rolling Eyes Разве "Я" - это плебей, учение, гомосапиенс, имя? Это место, место для имени, пустота, которая пропускает через себя иллюзион представлений. В целостности или полном обороте или то, что мы называем путём, течением жизни сам потенциал возможностей, который содержит в себе форма реализации под названием ГОМО-разумный или ЧЕЛОвек, раскрывает все возможности, данность, которую может пережить то, что вошло в форму. Сама форма, сосуд есть граница, грань, пропускающая целостность, океан переживаний в представлениях. Если на данный момент через него проходят мысли о гомосексуальности, о сексе, то это всего лишь капля. Чтобы капля стала прозрачным океаном или абсолютом, достаточно через образ секса увидеть весь мир творения. Тогда волны различающего ума успокоятся и не будут создавать преграды для простого созерцания всей данности через секс. Сам абсолют проглотит каплю и улыбнётся самим безграничным величием единства. Ведь в единстве нет места незнанию, профанации, непосвящённости, того, что можно бояться в себе, не любить, игнорировать или осуждать. Из источника единства спокойно будут выходить течения образов, не создающих вибрацию раздражения в неприятии.

Если гомосексуализм мешает созерцанию радости, его можно возвести в абсолют. К примеру, объявив, что все гомосапиенсы есть все поголовно гомики, потому что происходят из одного названия. Или же увидеть в абсолюте-боге одну дырку, пустоту, через которую разворачивается сам потенциал творческих возможностей в вибрации творения. Это очень просто и избавляет сразу от всех пересудов-споров, отдельных, пусть даже общепринятых понятий-неприятий.

Есть из-речение, которое припысывают Сократу: "Как не следует пытаться лечить голову отдельно от тела, так не следует лечить тело, не леча душу". Если гомосесуализмом занята вся голова, то и тело никак не избавить от гомосексуализма. Гомосексуализм в целостности лишь отдельное явление. Сама жизнь предоставляет разные возможности для проявления целостности в отдельности. Но, к примеру, Адама в одиночестве рая нельзя назвать гомосексуалистом, как нельзя назвать и кем-то другим. Сам потенциал возвможностей в нём не раскрыт. А чтобы он раскрылся нужны подобия, через соприкосновение с которыми этот неограниченный потенциал раскрывался в соприкосновении, высекая осознанность, свет, знание себя самого. Ева появилась из ребра Адама, как аорта-сосуд перетекает в вену, замыкая источник в самом себе. Само тело женщины есть как бы прямопротивоположное, обратное мужскому в его конечности. Это замкнутая целостность в её вечном течении. В продолжение рассказов Раджниша о Библии можно увидеть следущее. Сама жизнь положила войну между братьями Каином и Авелем. Ведь в любви к друг другу само течение жизни замкнулось бы. Первая смерть привела к осознанности продолжения рода. А то, что приводит к гомосексуализму в условиях множественности двуполых подобий, то это говорит о вырождении, об осознанном отказе от продолжения плодения. Если потенциал возможностей замыкается только на сексе, то самоограничение в размножении и создаёт мысли, ведущие к творению такой остановки в размножении, к войнам и т.п. Запрет на гомосексуализм также вытекает из осознанности, как продолжение течения жизни в раскрытии потенциала в условиях ограничения. Сама остановка создаёт новые импульсы прозрения в разных направлениях творческих возможностей.

Если же говорить о Сократе, то не подняв многие пласты времени, из которых творятся личности, об отдельном человеке ничего нельзя будет сказать. Если, к примеру, обнаруживается в сознании тяга к мудрости, то те упоминания о Сократе, которые остались благодаря его ученикам-ручейкам словесности, могут помочь раскрытию потенциала именно в этом направлении. Те всплески осознанности, которые рождаются из самого намерения единства с мудростью, обязательно приводят к переживаниям, которые прошли и через тело-сосуд Сократа. Про гомосексуализм в изречениях Сократа ничего нельзя обнаружить. Как же так? Тому, кому приписывают эти склонности, невзирая на упоминание двух его жён и бойни на рынках, обязательно бы пришли мудрые мысли о гомосексуальности. Он не мог бы обойти этой сферы соприкосновения без очищения и просветления, как истинный мудрец.

Мудрость - это одна из сфер раскрытия потенциала. Потому можно за советом обратиться к любому мудрецу, как представителю этой сферы. То, чего не сказал Сократ своему времени и в тех условиях, в которых происходило освещение мудрости, сказали другие. И они есть одно. Ошо были заданы вопросы сознания о гомосексуальности и он осветил их мудростью, просветил те условия, в которых зарождается гомосексуализм. Но непосвящённый опять же увидит лишь угол, в который загоняет его непросветлённое сознание. Непросветлённое сознание ищет именно угол, а не основание. В него оно и забивается с вопросами о принадлежности. Что ему до основания условий, в которых происходит гомосесуальный всплеск? Ведь сама безграничность сознания говорит, что Ошо, как представитель человечества, мог быть и гомосексуалистом при определённых условиях. Это так. Только условий для этого проявления у Ошо не было. Да и сам потенциал возможностей в Ошо не зацикливался только на одном сексе. Он выливался в другом. Но сказать можно всё и то, что Ошо и Сократ - гомосексуалисты, тоже. Если это послужит освобождению от страданий, то Ошо или Сократ, думаю, были бы не против такого пиара. Как говориться, лишь бы дитя не плакало. Laughing

К примеру, Ошо и Сократ ничего не записывали из просветления сознания. Этот вопрос почему-то мало интересен. К примеру, Сократ в диалогах Платона говорил об этом так: "Любой письменный текст профанирует начальную идею". То есть текст не посвящает в идею, безмыслие, озарение. Сократ - это идея. Для кого-то - идеал. Very Happy На склоне лет, как говорится, обычно создаются шедевры, книги, которые рождаются из самого молчания. Одним из них можно назвать книгу Йозефа Тома и Мирославы Томановой "Сократ", которую могу предложить для чтения в этой теме.

Йозеф Т. "СОКРАТ"
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mail
Olivin
Искатель


Пол: Пол:Женский
Зарегистрирован: 13.03.2010
Сообщения: 138
Откуда: М.о.

СообщениеДобавлено: Вс Июл 04, 2010 2:26 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Elizabet ,
у Вас очень красивый аватар. Изящный, элегантный, эффектный - просто произведение исскусств. Всегда привлекает мое внимание.
Жаль, что я плохо воспринимаю Ваши сообщения: читая конец Вашей фразы забываю, что было в ее начале. Отвечу только на то, что было понято.
Полагаю, никто здесь никого и ни за что не осуждает. Я лишь констатирую тот факт, что народ на форуме обсуждает то, что ему интереснее (плебеи, как известно, это - низшее сословие, т.е. народ в древнем Риме, в отличие от патрициев, каковых в России, пожалуй вовсе нет ).
А осуждать гомосексуализм - это все равно, что осуждать физические или психические особенности отдельного индивидуума.
В плане отошения любви к противоположному или своему полу у каждого свое мнение. Обсуждение этого вопроса - не что иное как дань моде.
В частности, любовь к противоположному полу в ее физическом выражении, по словам одного известного русского философа, ведет к умножению "плохой бесконечности".

_________________
Уже не чего искать тому, кто не следует предвзятым мнениям.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Elizabet
Модератор


Пол: Пол:Женский
Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 7689
Откуда: поДМосквой

СообщениеДобавлено: Вс Июл 04, 2010 11:16 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Olivin
Цитата:
Полагаю, никто здесь никого и ни за что не осуждает. Я лишь констатирую тот факт


Положили? Very Happy А теперь поднимем. Very Happy Ведь мы на форуме Ошо, а значит, в привычной костатации факта нет проблеска. Это именно то, что лежит и не светит и по чему просто шагают мысли.

Olivin писал(а):
Безусловно, плебеям интереснее обсуждать не учение Сократа, а особенности его физиологии и подробности интимной жизни!


Вот и рассмотрим простую фразу, повторяющуся в общениях довольно-таки часто, а значит, мошенально, без осознания. Фразу, а не личность.

Есть ли учение Сократа, как таковое? Есть диалоги Платона, составленные в форме врпросов-ответов. И в них уже невозможно отделить ученика Платона и учителя Сократа. Это одно. И это течение разговора обо всём. Можно ли научиться по ним мудрости? Можно ли по ним научиться покою и простоте выражений? Пожалуй, восхищение - это то, что сопутствует прочтению диалогов. Но чтение закончено и свет потух, восхищение ушло. В памяти осталось имя и ... может быть досада, что ты - не Сократ. Из самого этого чувства "собственной" заниженности вытекают мысли, которые начинают сравнение по восстановлению равновесия. И пока "Сократ" не будет низвергнут до уровня человека с присущими ему "слабостями", само это чувство "уничижения" не будет удовлетворено.

Но это чувство не свойствено кому-то одному конкретному, кому можно дать имя "плебея" или ещё какое. Это то, что есть, как данность, которая вытекает из условий для её проявления. И если поменять условия, то та же данность выйдет уже преображённой. Но менять условия возможно лишь в осознанности. Если не осознаёшь источник самотечения мыслей, то они будут повелевать и выплескёвиться, травмируя или возвышая... "личность". Личность - это сосуд проводящий мысли. Если он наполнен мыслями об самоуничижении, то и сосуд-личность отождествляется с этим наполнением. Достаточно освободиться от отождествления себя с данными мыслями, как тут же происходит снова преображение. И где тогда будет "плебей"?

О том же, к примеру, говорил и Л.Н.Толстой: "Стоит подумать или сказать о человеке что-то плохое, а смотришь - он уже изменился..." Эта фраза прведена недословно, но смысл тот же. Very Happy

"Пьянство не рождает порок. Оно его обнаруживает". Сократ

Гомоссексуальность не рождает грех, она обнаруживает ошибку в осознании. Виновата не гомосексуальность, а условия, в которых она становится явной, проявленной. Осознание освобождает "сосуд" от греха, принимая данность за божественное явление. Потому даже простое течение мыслей о принадлежности Сократа к гомосексуальному опыту может вывести сознание к божественности творения любого явления. Но может остановить этот поход на удовлетворении тщеславия, что Сократ не лучше и не хуже просто человека. Smile

"Интимная жизнь" - это принадлежность личности, в то время как и Сократ, и Ошо ведут сознание в прямопротивоположном направлении, то есть к освобождению от неё. И в этом случае, если упоминается "подробность интимной жизни", можно сознание вести к осознанию или освобождению от любой "категоричности" или "односторонней направленности взгляда". Взгляд на любое проявление создаёт двойственность, в то время как сама двойственность - в божественном единстве. Подробности интимной жизни не осуждаются осознанностью, а принимаются, как данное и как возможное. Потому можно говорить и об интимной жизни, если сам освобождён от суда, от самовосхваления или самоуничижения.

Но стоит, наверное, ещё сказать несколько непонятных текущих фраз. Smile Если в данный момент интересует половая принадлежность Сократа и его слабости, то в сфере философии открыты и доступны многие области. Как я уже говорила, Сократ не касался этой области, области сексуальности. Но философия о сексуальности очень ярко выражена в произведениях Сафо и Маркиза де Сада. Может быть тогда стоит открыть тему по философии с другим именем, где спокойно можно поговорить о том, что волнует на данный момент. Всё просто. Тогда и фраза: "Безусловно, плебеям интереснее обсуждать не учение Сократа, а особенности его физиологии и подробности интимной жизни" - не будет иметь оснований или условий для её проявления. Rolling Eyes Very Happy
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mail
Elizabet
Модератор


Пол: Пол:Женский
Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 7689
Откуда: поДМосквой

СообщениеДобавлено: Ср Июл 07, 2010 11:36 am Ответить с цитатойВернуться к началу

Всё тайное рано или поздно становится явным. Сократ.

Не стремлюсь быть побитой, как Сократ на рынке, когда в текущей жизни или мысли нахожу повод для просветления. Потому, если у кого возникнут ЖЕЛАНИЯ для самозащиты, пусть это явление само ищет выхода. Laughing

Цитата:
Обсуждение этого вопроса - не что иное как дань моде
.

Сама ясность, что это мода, а не что иное, пусть не вызывает сомнения, но желает войти в глубину или в то, что является источником проявления моды. Ведь за словами и образами ничего не стоит, но вытекает из них. В этом действии осознанности неуклонно проявляется и обнаруживается сам источник всего и вся, и он, конечно, всегда расскажет больше, чем можно написать. Потому любое учение, если принять его за существо, направлено на поиск источника в самом себе. Даже если в учении менежменту или столярному мастерству говорится об азах, само мастерство упирается лишь в вдохновение. Без вдохновения любое обучение мертво.

Я не знаю, было ли в обучении Сократа открыто знание о символах, но само рождение его, этого имени или личности стало явлением, в котором, к примеру, проявляется символ инь-яна или стремление к противоположности в слиянии, из которого рождается новый оборот или век, путь осознанности.

Мать Сократа была повитухой. То есть его жизнь начиналась в среде, в которой само рождение нового пути осознанности, было доминирующим, явственным, постоянно проявляющимся. К примеру, в Новом Завете в беседе с Никодимом Иисус говорил о новом рождении или о рождении нового, как данность свыше. Вот и оттолкнёмся от этого в рассуждениях, ведущих к пониманию божественности.

Сократ, Ошо или другое подобное явление - это рождение свыше, исходящее из слияния противоположностей, из так называемых концов Very Happy путей. Как сказал Ошо: "Любовь ведёт к высочайшему опыту - его называют богом, его называют абсолютным, его называют истиной. Это только названия. Фактически, у высочайшего нет имени; у него нет имени, но к нему ведёт любовь." Потому гомосексуализм, онанизм и т.п., если приподнять и отстранить условность названия, ведёт тоже к опыту истины. Ведь можно же сказать, что любое проявление в его силе одназначности, к примеру, капитализм, коммунизм, стоицизм - подобно любви к самому себе (онанизм) или же проявляется как гомосексуализм, то есть в любви однополости.

Такая сила звёзд путеводящих, как Сократ, Христос, Ошо, Маркс рождается свыше, то есть в самом источнике соединения всех путей или течений жизни. Они и проявляются, как философия, любомудрие. Они преданы этому пути до конца жизни, потому что их ведёт любовь...к мудрости. Very Happy Это их жизнь, и без любви к мудрости сама жизнь сразу меркнет или не проявляется никак. Само "гомомексуальное" течение в разные периоды породило и разные имена-пути: софизм Сократа, капитализм Маркса, коммунизм Ошо, многобожие Христа. И хоть это тоже всё условности соединения, но через них можно проследить само восхождение путей к источнику в поклонении и в проявлении божественности в данности текущих "сейчас" явлений и сам конец этих путей в рождении нового пути. Кто был последним, тот стал первым. Само преображение в данном случае философии происходит именно в конце и слиянии концов, в их соединении и в проявлении, во взрыве осознанности. Ведь рождение сверхновой звезды или ребёнка есть одно в божественном и безымянном явлении. Very Happy

Цитата:
В частности, любовь к противоположному полу в ее физическом выражении, по словам одного известного русского философа, ведет к умножению "плохой бесконечности".


Любовь ведёт к умножению, а нелюбовь - к разделению. Бесконечность не может быть плохой или хорошей, она сама божественность, сединяющая концы. А концы только условно в божественном теле подразделяются на женские и мужские, но и их никак не назовёшь плохими или хорошими. Они просто есть и устроены самой божественностью так, чтобы входили друг в друга, создавая бесконечность. Very Happy

Olivin, а вы правда читаете философские книги? Rolling Eyes В них же только отражается само течение бесконечности и в них концы всегда теряются в начале. Laughing
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mail
Elizabet
Модератор


Пол: Пол:Женский
Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 7689
Откуда: поДМосквой

СообщениеДобавлено: Ср Июл 07, 2010 1:28 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Дхарма Махант писал(а):
Речь Сократа после смертного приговора


Предлагаю ещё одну версию. Very Happy


…что у меня настроение лучше, чем у вас, – улыбаясь, договорил за него Сократ. – Но истина превыше всего: была и у меня тяжелая минутка, словно кошмар давил, но недолго. Вышло солнце, и все стало хорошо. Размышлял я тут, ближайшие мои, все ли свое передал я вам. Выворачивал наизнанку карманы гиматия – ни в одном ни крошки не осталось. И все-таки нашел я нечто; оно показалось мне не менее важным, чем все, что я уже завещал вам. Не хотелось бы мне уносить это с собой…

– Что же это такое? – не выдержал Аполлодор.

– Светлый взгляд в будущее – и смех, друзья.

В день казни? Мороз пробежал у них по спине. Никто не в силах был вымолвить слово.

– Платон сегодня не придет? – спросил вдруг Сократ.

– Он болен, – ответил Критон.

– Хотел бы я видеть болезнь, которая помешала бы мне прийти сюда! – вспыхнул негодованием Аполлодор. – Да я бы на четвереньках приполз!

– Не суди так строго, мой маленький. Ему еще вчера было нехорошо, его шатало, когда вы уходили. Он слишком чувствителен. – И, обращаясь к остальным, Сократ добавил: – Когда-нибудь вы поймете, дорогие мои, что сегодня – мой славный день, а не злой. Поверьте мне, это так, и полными горстями берите у меня мою веселость.

– Можем ли мы веселиться, когда ты несколько дней назад передал нам свою боль? – возразил Антисфен.

– Ну вот! Я так и знал, что главное-то и забыл: боль и веселье не исключают друг друга! Серьезная забота и веселость – это две половины сердца. Без серьезности человек становится капризным, легкомысленным, поверхностным. А без веселости – ожесточенным, сухим, непредприимчивым, не верящим в жизнь. Нести вечный огонь из святилища Зевса в Додоне на игры в Олимпии не так трудно, хоть расстояние велико: бегуны с факелом сменяют друг друга. Но пронести вечный огонь сквозь века может лишь тот, у кого в сердце – равновесие. Так что, мальчики мои, цените смех. Сколько бы ни было смеха на свете, его никогда не будет слишком много. А пословица говорит: следуя за каркающим вороном, подойдешь к падали.

Он взял яблоко, принесенное Аполлодором, откусил с аппетитом.

– Большой я грешник, любимые мои. Не делайте из меня праведника. Сколько я натворил ошибок! Зато я никогда ни перед чем не обращался в бегство и потому не виновен в самом тяжком грехе – в равнодушии к человеку и к жизни. И это теперь меня радует. Что вы так удивленно смотрите? Видно, думаете: ах, как спокоен Сократ, шутит за несколько часов до смерти… Спокоен? Да разве может быть спокоен тот, кто знает, что ждет его вскоре? А впрочем, с одним вы должны согласиться: до чего милосердна наша Эллада к приговоренным! Вспомните, как казнят в варварских странах! Топором отрубают голову; разрывают на части четырьмя быками; побивают камнями; а то еще сажают на кол, бросают на съедение львам и даже заживо распинают на кресте – и все это на глазах у тысячных толп. Наша прекрасная добрая Эллада избавляет смертника от всего этого – лишь в присутствии близких подносит она ему чашу красивой чеканки… Согласитесь – высоко эллинское чувство деликатности и вкуса!

Сократ смеялся, и не было в его смехе оттенка страха, который угнетал его друзей.

– Но пока не будем думать об этом. Вернемся ко мне самому. Вы, поди, думаете: и хитер же этот Сократ! Рассчитал, что, пройдя через смертоносный миг, он совершит единственно правильное деяние в интересах Афин, и друзей, и последователей, и семьи – и даже в интересах памяти о себе…

Никто не ответил; снаружи, перед тюрьмой, поднялся шум.

– Слышите? – сказал Сократ. – Люди роятся вокруг меня, как пчелы вокруг своей матки. Я останусь в чести у афинян. И тогда проникну не только в тот фессалийский город, который выбрал для меня ты, мой любезный Критон, но и во многие иные города, о которых я даже не знаю, где они или где они когда-нибудь возникнут. А это разве малая радость для меня?

Он замолчал. Шум снаружи усиливался, близился. Тюремщик отпер дверь – вошли Ксантиппа с Лампроклом.

Мужчины встали. Сократ двинулся навстречу жене и подвел ее к самому ложу. Ксантиппа села. Она сидела, прямая, с исхудавшим лицом, с покрасневшими веками, ее блестящие черные волосы были свернуты в тяжелый узел. Даже в скорби она хранила достоинство. Что-то возвышенное было во всем ее облике.

Критон от имени всех спросил – не выйти ли им.

– Нет, нет, останьтесь с нами! – Прядка волос выбилась у Ксантиппы из прически, Сократ бережно засунул ее на место. – Правда же, лошадка моя, пускай остаются?

Ксантиппа затрепетала, ощутив прикосновение его руки, уловив нежность в его голосе, но сердито начала:

– Нужно тебе было все это! Ни у кого в голове не укладывается… – Ей удалось остановить поток горьких слов. Приказала Лампроклу проститься с отцом и возвращаться домой.

Сократ усадил сына рядом с собой и просил его заботиться о матери.

– И будь ласков с мамой. Ты ведь помнишь еще, что я тебе говорил недавно, как должен хороший сын относиться к матери!

В мыслях Лампрокла тотчас возникло возражение – мол, ни одна мать так не строга к сыну, как его, – но он не решился высказать это здесь. Просто молча кивнул.

Сократ расцеловал сына.

– Ну вот, а теперь беги, мальчик, и постарайся жить хорошо!

Горе Лампрокла прорвалось.

– Отец! – в отчаянии вскричал он.

– Ну что ты, что ты. – Отец погладил его по голове. – Ничего дурного со мной не случится, не бойся. Я останусь с вами, а больше всего – с тобой. Чем старше будешь становиться, тем лучше расслышишь, о чем я тебе когда толковал.

Уткнув лицо в сгиб локтя, юноша выбежал вон. Когда дверь за ним закрылась, Ксантиппа заплакала.

– Не плачь! Не плачь, лошадка моя… Так лучше для меня. И для тебя так будет лучше, да, да, вот увидишь – ты сама скоро поймешь, и все те, у кого сейчас это не укладывается в голове. Давай-ка… – Он помог ей встать. – Дай обниму тебя напоследок. Мы ведь любим друг друга. Я знаю, – он мягко улыбнулся, – тебе приносило облегчение, когда ты ворчала на меня. И знаешь, я ведь с удовольствием слушал твою воркотню…

Он прижал к себе жену, поцеловал.

– Ты не должен был допускать этого! Все – только не это! – Ксантиппу душили рыдания. Она спрятала лицо на груди Сократа.

А он все гладил ее по голове, шутил:

– Вот подожди – встретимся в Элисии, там я тебя за все вознагражу…

– Недолго ты будешь там без меня – я очень больна…

– Когда кончится этот день, ты успокоишься. Выздоровеешь. И не забывайте с Лампроклом ухаживать за моим виноградником в Гуди. Дорогая, сейчас ты тоже иди домой…

Она вздрогнула:

– Нет! Я останусь с тобой!

– Нет, нет. Иди домой. И не плачь. Обо мне уже хорошо позаботились. И о тебе тоже – верно, Критон? Так что иди – нам обоим будет легче. Аполлодор проводит тебя.

Аполлодор взял ее за руку; она не противилась, сраженная скорбью и плачем. Сократ довел ее до двери.

– Благодарю тебя, за все тебя благодарю, моя лошадка…

Ксантиппа круто обернулась к нему, вынула из узелка чистый хитон, подала:

– Вот…

Мирто пошла нарвать цветов – весь садик зарос ими. Какой же цветок больше всего порадует Сократа? В углу, между мраморных глыб, нашла большой желтый златоцвет. Золотое сияющее око, золотое солнышко…

Нагнулась было сорвать, да выпрямилась. Нет. Еще не сейчас. А то увянет. Пойду туда перед самым закатом.

Милый мой, дорогой, хочу проститься с тобою последней…

Солнце спустилось ниже. Два служителя архонта пришли, сказали – пора приготовиться. Увели Сократа в соседнее помещение – омыться.

Ужас объял друзей. Плач Аполлодора проникал через стену.

Сократ сбросил хитон, умылся. Почему, почему не пришла Мирто? Внезапный холод охватил его, он задрожал. Вытерся, надел чистый хитон, вернулся в камеру, к своим.

– Смотрите, какой я нарядный, – указал он на свою белоснежную одежду.

Друзья стояли, прижавшись к стене.

И тут вошла Мирто.

– Как хорошо, что ты пришла! Я ждал тебя целый день.

– В мыслях своих я все время была с тобой.

– Зачем это покрывало у тебя на голове? Даже погладить тебя не могу…

Мирто протянула ему узелок.

– Что это?

– Сейчас не смотри. Когда уйду.

Она вынула спрятанный на груди златоцвет. Сократ принял его, смотрел, растроганный:

– Как ты угадала, что именно этот цветок я люблю больше всего?

– Я ведь знаю, как ты любишь солнце…

Тюремщик подошел к Мирто:

– Простись с ним. Пора.

Сократ положил цветок и обнял Мирто. Я не должна плакать, внушала она себе. Ни слезинки не должен он увидеть у меня… Поцеловала долгим поцелуем.

– Будь счастлива, моя милая.

Мирто не разомкнула губ. Пятясь, отодвигалась она к двери и все улыбалась, улыбалась Сократу…

А друзья стояли в ряд у стены, недвижные, словно изваяния, пока за Мирто не захлопнулась дверь. Тогда приблизились к Сократу. Но он уже ничего не стал говорить. Развернул узелок Мирто. Засветились желтые волосы. Он отнес их на ложе – руки его дрожали – и бережно, словно что-то живое, уложил их на подушку. Потом поставил золотой цветок в стройную ойнохою с водой.

Солнце зашло, и в камере смерклось.

Сократ подступил к двери и сказал с внезапной решимостью:

– Давайте яд!

Друзья затрепетали. Казалось, в камере отдался высокий звук, тонкий, как паутина, что облепляет пойманную добычу.

Вошел отравитель, поставил на стол светильник и сказал:

– Когда выпьешь напиток, начни прохаживаться, как советуют знатоки ядов. Почувствуешь тяжесть в ногах – тогда ложись. Я буду следить за действием яда, за тем, как цепенеют твои конечности…

– И когда дойдет до сердца?.. – вопросительно взглянул на него Сократ.

Отравитель кивнул.

– Да. Тогда.

Он подал чашу.

Сократ принял ее, рассмотрел чеканный узор, улыбнулся – он ведь предсказал, что яд ему поднесут в красивом сосуде. Бросил взгляд на солнечный цветок, намеком совершил ему возлияние – и залпом выпил. И стал ходить вдоль шеренги окаменевших друзей.

Но вот он медленно, с трудом приблизился к ложу, лег, прижал к груди прядь желтых волос. Отравитель пощупал – до каких пределов потеряло его тело чувствительность.

Друзья тихо приблизились. Сократ не отрываясь смотрел на цветок Мирто. Его коронка, повернутая к Сократу, сияла золотом в отблеске светильника. Явственно проносился по камере тот высокий, паутинный звук.

Аполлодор рыдал, уткнувшись в ладони. Мужчины, скрывая слезы, закрыли лица плащами. Критон стоял в изголовье. Отравитель показал ему – тело Сократа окоченело уже почти по пояс. Критон был бледен и чувствовал, что теряет сознание, – но тут он заметил: Сократ улыбнулся!

– Хочешь еще что-то сказать нам, мой дорогой? – тихонько спросил старый друг.

Сократ не отрывал взгляда от златоцвета.

– В каждом человеке солнце – только дайте ему светить…



Из книги Йозефа Тома "Сократ".

И ещё одна ссылочка с картинками. Very Happy
http://www.liveinternet.ru/users/jokerjoe/post122975100/

Image

Антонио Канова. Сократ, принимающий чашу с цикутой (конец XVIII в., Поссаньо, Гипсотека Кановиана)
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mail
Дхарма Махант
Сталкер.


Пол: Пол:Мужской
Зарегистрирован: 23.11.2006
Сообщения: 22646
Откуда: Кобристан.

СообщениеДобавлено: Сб Июл 10, 2010 12:44 am Ответить с цитатойВернуться к началу

Elizabet
Там по ссылке просто замечательная подборка картин, я многие впервые увидел. Cпасибо!!!

Image
Добро минус зло равняется ноль.

_________________
Я ставлю запятую перед что, где она мне нужна. © Ф. М. Достоевский. Image
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Elizabet
Модератор


Пол: Пол:Женский
Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 7689
Откуда: поДМосквой

СообщениеДобавлено: Сб Июл 10, 2010 8:58 am Ответить с цитатойВернуться к началу

Дхарма Махант
Я рада, что из моих постов тебе хоть что-то понравилось, хоть атман в картинках. Very Happy Но если ты ещё прочитаешь текст по ссылке, то могу предложить не просто картинки, а волшебный иллюзион, кино, в котором сознание перетекает от образа Сократа с учениками в образ Христа с учениками, и тот петух, который должен был перейти к Асклепию-врачевателю Laughing, в соединении новой версии исхода уже пробуждает сознание Петра, ученика Христа. А если поискать подобные признаки пробуждения в жизни Ошо, то без петуха-пробуждения точно не обойтись. Laughing Петух должен прокукарекать в образе переходящей птицы-свободы. Можно даже это образ петуха увидеть в Арун-Оруне. Или же поискать "петуха" в именах Йоге Чимайе, Брахме Веданте или ещё где. Laughing

А вот "good evil zero" можно интерпретировать ещё и так. Добро стремиться в любви ко злу, а в слиянии само стремление переходит в молчание, покой, точку, из которой вновь проистекает само творение добра и зла в любви к противоположности (и в последнем - это выход из молчания в поток речи бога, в творение).

Всё есть любовь или же само стремление, глагол, действие противоположностей, из слияния которых рождается новое творение. Так мужчина тянется к женщине в обречённости на смерть для создания перехода самой смерти в жизнь. Так жара стремиться к холоду, чтобы в освобождении проявить прохладу. Так само молчание темы стремиться к продолжению, потому как философия есть наблюдение мыслей о жизни и смерти и самой мудрости, отражающейся в жизни повсеместно. Very Happy
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mail
Дхарма Махант
Сталкер.


Пол: Пол:Мужской
Зарегистрирован: 23.11.2006
Сообщения: 22646
Откуда: Кобристан.

СообщениеДобавлено: Сб Июл 10, 2010 1:34 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

... Внезапно Сократ откинул одеяние и сказал, обращаясь к одному из друзей: "Критон, мы должны Акслепию петуха. Так отдайте же, не забудьте". Это были последние слова философа. Критон спросил, не хочет ли он сказать еще что- нибудь, но Сократ промолчал, а вскоре тело его вздрогнуло в последний раз.

Image

Любопытный комментарий к последним словам греческого мыслителя принадлежит Ницше: "Я восхищаюсь храбростью и мудростью Сократа во всем, что он делал, говорил - и не говорил. Этот насмешливый и влюбленный афинский урод и крысолов, заставлявший трепетать и заливаться слезами заносчивых юношей, был не только мудрейшим болтуном из когда-либо живших: он был столь же велик в молчании. Я хотел бы, чтобы он и в последнее мгновение жизни был молчаливый,- возможно, он принадлежал бы тогда к еще более высокому порядку умов. Было ли то смертью или ядом, благочестием или злобой - что-то такое развязало ему в это мгновение язык, и он сказал: "О, Критон, я должен Асклепию петуха".

Это смешное и страшное последнее слово значит для имеющего уши: "О, Критон, жизнь-это болезнь!" Возможно ли! Такой человек, как он, проживший неким солдатом весело и на глазах у всех,- был пессимист! Он только сделал жизни хорошую мину и всю жизнь скрывал свое последнее суждение, свое сокровеннейшее чувство! Сократ, Сократ страдал от жизни! И он отомстил еще ей за это - тем таинственным, ужасным, благочестивым и кощунственным словом !" (Ф. Ницше).


Image
Пейрон. Смерть Сократа (Омаха, Небраска, Джослиновский художественный музей)


Elizabet писал(а):
... в соединении новой версии исхода уже пробуждает сознание Петра, ученика Христа. А если поискать подобные признаки пробуждения в жизни Ошо, то без петуха-пробуждения точно не обойтись. Laughing Петух должен прокукарекать в образе переходящей птицы-свободы. Можно даже это образ петуха увидеть в Арун-Оруне. Или же поискать "петуха" в именах Йоге Чимайе, Брахме Веданте или ещё где. Laughing

Ну да. В Пуне есть даже специальные часы, которые кукарекают на весь медитационный курорт, когда наступает следующий час, - очень удобная вещь, всегда слышно (спасибо динамикам), сколько времени на дворе. Wink

_________________
Я ставлю запятую перед что, где она мне нужна. © Ф. М. Достоевский. Image
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Дхарма Махант
Сталкер.


Пол: Пол:Мужской
Зарегистрирован: 23.11.2006
Сообщения: 22646
Откуда: Кобристан.

СообщениеДобавлено: Пт Фев 18, 2011 10:44 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Про Диогена тоже сюда : ) ....

Image

Экономическое рабство - ничто по сравнению с рабством психологическим.

Я вспоминаю Диогена. Я люблю этого парня, Диогена, по той простой причине, что он не заявляет никакого авторитета от лица Бога. Он не дает никаких приказов, заповедей, наставлений другим. Он жил голым - не по какой-нибудь религиозной причине, не для того, чтобы попасть на небеса; он совсем не беспокоился о небесах и аде. Он жил обнаженным, потому что говорил: “Я таким родился. Таким меня захотела природа. Почему я должен быть другим? Я собираюсь быть просто естественным”.

Однажды случилось так, что он пошел на реку. Он в то время носил с собой чашу для подаяний, в которую складывал пищу или наливал воду. Он бежал к реке - ему хотелось пить, - а рядом с ним бежала собака, которая добралась до реки раньше и начала пить. Диоген сказал: “Великолепно. Эта собака гораздо более независима, чем я”. Он выбросил свою чашу в реку и сказал собаке: “Учитель, ты действительно показал мне способ. Я носил с собой этот груз напрасно”.

Несколько воров схватили его: в те времена людей хватали и продавали в рабство, а он выглядел для этого вполне заманчиво. Он был очень здоровым человеком и имел, определенно, выразительную внешность. Воры были уверены, что получат за него большие деньги, если смогут удержать его. Их было трое, а он - один, но они не были уверены, что даже втроем смогут одолеть его. Он мог бы убить всех троих. Они пошли за ним, колеблясь, попытаться ли им осуществить свою идею или отказаться, от нее, поскольку Диоген выглядел опасным. И кто знает, может быть, он был сумасшедшим, ведь он ходит голым и так радуется, а радоваться-то ему нечему.

Диоген услышал, о чем они думают и говорят, и сказал:

“Не беспокойтесь. Вы хотите украсть меня? Вы хотите продать меня на рынке?”

Они были потрясены. Они сказали: “Вот проблема. Если мы скажем да, он бросится на нас”.

Но Диоген ответил: “Не бойтесь. Я сам собираюсь на рынок. Вы можете пойти со мной и можете продать меня. Я знаю только одно: никто не может сделать меня рабом. Так что вы получите деньги и будете счастливы. А я знаю точно, что никто не может сделать меня рабом. Так зачем мне беспокоиться? Пойдем со мной”.

Они не смогли даже сказать: “Мы не хотим идти с тобой”, - поскольку этот человек выглядел так странно, он мог заставить их силой идти вместе с собой. Поэтому они сказали: “Хорошо, если ты так говоришь, мы пойдем”. Он пошел впереди, а они за ним, и он выглядел, как император, а они - как рабы.

Когда они добрались до рынка, где торговали рабами, он поднялся на платформу, куда обычно ставили рабов, чтобы люди могли рассмотреть их со всех сторон, измерить, взвесить, заглянуть в зубы, - точно так же, как покупают лошадь или быка, - они щупали мускулы, сильный раб или слабый, молодой или старый. Но эти три вора не могли сказать Диогену: “Пожалуйста, поднимись на платформу”. Он сам забрался на нее, и то, что он сказал с платформы, стоит запомнить. Он сказал: “Послушайте!” - так громко, что весь рынок смолк, видя голого человека и такого здорового, такого прекрасного, такого пропорционального. Они никогда не видели такого раба.

На всем рынке установилась полная тишина, все люди собрались там, и Диоген сказал: “Впервые продается хозяин. Любой раб из вас может купить хозяина. Но помните, вы покупаете хозяина”. Те три вора спрятались в толпе, поскольку подумали, что толпа может разгневаться, их могут схватить; “Это вы привели сюда этого человека”.

Но одному богачу эта идея очень понравилась. Человек говорит: “Продается хозяин; любой раб может купить его”. Богач спросил: “Кому ты принадлежишь?”

Диоген сказал: “Я, конечно, принадлежу себе, но я обещал этим трем ворам, поэтому деньги пойдут им. Они прячутся где-то здесь. Они шли за мной. Я, на самом деле, заставил их прийти сюда - на полпути они пытались сбежать, да и сейчас они пытаются затеряться в толпе. Их трое. Вам нужно будет отдать деньги этим людям. А я пойду с вами. В том, что касается принадлежности, то я принадлежу себе, и никто другой не может владеть мяою”.

Богач сказал: “Мне это подходит. Я не возьму тебя как раба. Я приму тебя как хозяина. Достаточно твоего пребывания в моем доме, твоего присутствия”. Ворам заплатили. Диоген вступил на колесницу богача, и тот вел себя в точности так, как если бы он был рабом, а Диоген - хозяином.

Этот эпизод описывает определенное явление: если вы по-настоящему независимы психологически, то никто не может сделать вас рабом. Да, вас могут убить, но никто не сможет сделать вас рабом.

Ошо

_________________
Я ставлю запятую перед что, где она мне нужна. © Ф. М. Достоевский. Image
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Дхарма Махант
Сталкер.


Пол: Пол:Мужской
Зарегистрирован: 23.11.2006
Сообщения: 22646
Откуда: Кобристан.

СообщениеДобавлено: Сб Фев 26, 2011 2:04 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Сегодняшняя "истина" - это вчерашняя "ересь".
И. Великовский


Image

Доклад о проблеме соотношения Бога и Мира в философии Владимира Соловьёва выступает главный редактор журнала «Сократ» доцент МГУ Алексей Павлович Козырев. http://www.liveinternet.ru/community/1086601/post153550969/ по ссылке можно посмотреть видео этого выступления.

_________________
Я ставлю запятую перед что, где она мне нужна. © Ф. М. Достоевский. Image
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Olivin
Искатель


Пол: Пол:Женский
Зарегистрирован: 13.03.2010
Сообщения: 138
Откуда: М.о.

СообщениеДобавлено: Сб Фев 26, 2011 10:05 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

"...если вы по-настоящему независимы психологически, то никто не может сделать вас рабом. Да, вас могут убить, но никто не сможет сделать вас рабом. "
Это верно. Но психологически независимым можно быть лишь одному. Если Вы обременены семьей, детьми - Вы всегда зависимы. Диоген был один.

_________________
Уже не чего искать тому, кто не следует предвзятым мнениям.
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Показать сообщения:      
Начать новую тему Ответить на тему


 Перейти:   



Следующая тема
Предыдущая тема
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2002 phpBB Group :: FI Theme :: Modded by FantasyDesign

Anti Bot Question MOD - phpBB MOD against Spam Bots
Заблокировано регистраций / сообщений: 290351 / 0