Список форумов Русский ОШО Портал
Список форумов Русский ОШО Портал FAQ Пользователи Поиск Группы Профиль Войти и проверить личные сообщения Вход Регистрация
 Михаил Булгаков - роман "Мастер и Маргарита". Следующая тема
Предыдущая тема
Начать новую тему Ответить на тему
Автор Сообщение
mitiay
Модератор


Пол: Пол:Мужской
Зарегистрирован: 28.06.2011
Сообщения: 5189
Откуда: Магнитогорск

СообщениеДобавлено: Ср Ноя 27, 2019 6:22 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Цитата:
Кстати, тема трансплантации тоже отразилась в творчестве Булгакова — ей занимался профессор Преображенский из «Собачьего сердца». В те годы это было скорее фантастикой, хотя первую попытку трансплантации в СССР провели при жизни писателя, в 1931 году, и он вероятно об этом опыте знал. ... если бы не мучительные головные боли Булгакова, не было бы и беспорядочного приема обезболивающих. «Все нестероидные анальгетики, если их принимать горстями от любой боли, приводят к почечной недостаточности, — отметил Сергей Готье.
— Поэтому то, что они, например, сейчас есть в свободной продаже, — настоящая диверсия».

читать полностью

_________________
Любое изменение имеет предел для каждого периодаImage
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mail
Elizabet
Модератор


Пол: Пол:Женский
Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 7691
Откуда: поДМосквой

СообщениеДобавлено: Ср Ноя 27, 2019 8:09 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

В этом ролике о болезни говорится ещё более красочно. Но как Булгаков смог выжить вообще в этих условиях жизни? Смотришь на такой жизненный путь и понимаешь, как через испытания проходит душа, поднимаясь к власти. Безусловно, что то время было страшным и великим для подвигов. )
Ролик потом уберу, а то он тянет за собой цепочку новых рассуждений, уводящих к другой (тёмной) стороне жизни Булгакова. ))) Лучше читать роман.

Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mail
mitiay
Модератор


Пол: Пол:Мужской
Зарегистрирован: 28.06.2011
Сообщения: 5189
Откуда: Магнитогорск

СообщениеДобавлено: Ср Ноя 27, 2019 8:59 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

хотя.... Весы теоретически возможно и такое Мы вместе создание романа

_________________
Любое изменение имеет предел для каждого периодаImage
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mail
Elizabet
Модератор


Пол: Пол:Женский
Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 7691
Откуда: поДМосквой

СообщениеДобавлено: Ср Ноя 27, 2019 9:16 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Здесь про Мастера, история, которая поясняет ссылки Пушкина, ну, и многое другое в клубке жизни )

Ссылки убирать не буду. )))

Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mail
Elizabet
Модератор


Пол: Пол:Женский
Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 7691
Откуда: поДМосквой

СообщениеДобавлено: Ср Ноя 27, 2019 10:08 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Захватывающее продолжение романа о мастере Пушкине в двух роликах )



Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mail
Elizabet
Модератор


Пол: Пол:Женский
Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 7691
Откуда: поДМосквой

СообщениеДобавлено: Ср Ноя 27, 2019 10:47 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mail
Elizabet
Модератор


Пол: Пол:Женский
Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 7691
Откуда: поДМосквой

СообщениеДобавлено: Ср Ноя 27, 2019 11:09 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Чем глубже в лес, тем больше кажется, что "наше всё" сидит сейчас на посту президента, как кащей бессмертный. Laughing Больше роликов не оставляю. Laughing

Но роман Булгакова продолжается.

Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mail
Elizabet
Модератор


Пол: Пол:Женский
Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 7691
Откуда: поДМосквой

СообщениеДобавлено: Чт Ноя 28, 2019 8:54 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Пока прослушала всё, что шло вереницей о "МиМ" и привело, естественно к Пушкину. Думаю, что если бы кто-то, кого я слушала, вспомнил бы про Пушкина, то увидел бы в романе и эту грань соприкосновения.

Пора, мой друг, пора! [покоя] сердце просит —
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоём
Предполагаем жить, и глядь — как раз — умрём.
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля —
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальную трудов и чистых нег.


1834

Ведь одна глава романа так и называется: "Пора! Пора!" У Пушкина слово "покой" не вставлено. Его так легко вставить, заменив недосказанность, тому, кто читает творение, а не живое сердце. Творец растворяется, исчезает, остаётся только его творение, которое, по словам Пушкина, будит сердца. Разве может живое сердце просить покоя? Ум пытается заглянуть в полный покой, но видит только тень, безмолвную тень жизни, но не жизнь. Его сердце оставлено в слове, которое растащили на цитаты. Оно осталось здесь. А "там" - нет творения, самого "там" для сердца нет. Потому невозможно и представить никакого "там". Две половинки сердца всегда здесь.

Старость, увядание - это тоже жизнь. Она бесплодна, но она радостна светом, направленным в труды, в творение, в жизнь, которая теперь, как ребёнок, отделяется от родителя, становясь покоем, отдыхом бога, его созерцанием. Но это всегда свет. Без света нельзя увидеть гусиное перо, книги - образ Пушкина, мечтающего о покое. Светом мы видим творения. А без света нет никакого "я", которое что-то видит."Я" и есть свет, потому оно не знает тьмы, не знает смерти. Ну, как ещё об этом говориться: "Я был прежде всего, прежде мира". Где свет, там и "я". Я там, где свет. Это одно.


Если сердце просит покоя, то оно просит старости, приглушённого света, света заката. В нём нет будущего, его не видно, но зато прошлое, как на ладони, открывает весь прожитый путь, в котором соединяются половинки знания, а потому нет споров и волнений с теми, к кому был неравнодушен. Это покой безбрежного простора с высоты прожитых лет. Булгаков и Пушкин этого не знали, потому что сомневались, что в покое есть жизнь. Это невозможно представить, можно только переживать, и тогда только знать. Ведь этот покой даёт и веру, что когда свет погаснет и снова загорится, всё это будет опять здесь. Это знание покоя.

Но философствовать и представлять можно всё, что угодно. )
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mail
mitiay
Модератор


Пол: Пол:Мужской
Зарегистрирован: 28.06.2011
Сообщения: 5189
Откуда: Магнитогорск

СообщениеДобавлено: Чт Ноя 28, 2019 9:38 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

..Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальную трудов и чистых нег
.
1834
Мдаа, прямо таки точные слова раба на галерах правда того времени

Elizabet, я посмотрел первое видео и меня зацепили слова мол Баратынский поэт чуть ли не лучше Пушкина. Это заинтриговало и отправило меня в википедию.
Цитата:
Истинные поэты потому именно так редки, что им должно обладать в то же время свойствами, совершенно противоречащими друг другу: пламенем воображения творческого и холодом ума поверяющего. Что касается до слога, то надобно помнить, что мы для того пишем, чтобы передавать друг другу свои мысли; если мы выражаемся неточно, нас понимают ошибочно или вовсе не понимают: для чего ж писать?.
Баратынский
Д.Быков примерно на тоже самое указывал , (на противоречивость, только речь шла о стихотворениях )когда его спрашивали в чём суть техники создания гениальных стихотворений
Цитата:

Чудовищные обвинения в сальеризме, в зависти к Пушкину, предъявленные Баратынскому посмертно недобросовестными любителями скользких предположений, могли возникнуть только потому, что пошлость всегда опирается на собственный опыт и не способна и не хочет понять истинных причин и побуждений[43].
— Александр Кушнер

В 1842 Баратынский издал свой последний, самый сильный сборник стихов — «Сумерки», который называют первой в русской литературе «книгой стихов» или «авторским циклом» в новом понимании, что будет характерно уже для поэзии начала XX века. «Сумерки» композиционно выстроены — каждое последующее стихотворение вытекает из предыдущего, внося в общее поэтическое повествование свои оттенки[56].
Белинский заключил в рецензии на «Сумерки», что Баратынский в своих стихах восстал против науки и просвещения[6]. Имелись в виду следующие строки:

Век шествует путём своим железным;

В сердцах корысть, и общая мечта

Час от часу насущным и полезным

Отчётливей, бесстыдней занята.

Исчезнули при свете просвещенья

Поэзии ребяческие сны,

И не о ней хлопочут поколенья,


После подавления восстания декабристов Баратынский, в отличие от Пушкина, считает невозможной для поэта близость к власти и участие в государственной политике
— Из стихотворения «Последний поэт»

Когда твой голос, о поэт,
Смерть в высших звуках остановит,
Когда тебя во цвете лет
Нетерпеливый рок уловит, —

Кого закат могучих дней
Во глубине сердечной тронет?
Кто в отзыв гибели твоей
Стеснённой грудию восстонет,

И тихий гроб твой посетит,
И, над умолкшей Аонидой
Рыдая, пепел твой почтит
Нелицемерной панихидой?

Никто! — но сложится певцу
Канон намеднишним Зоилом,
Уже кадящим мертвецу,
Чтобы живых задеть кадилом.

Евгений Баратынский, 1843 г.

А вот на стих Rolling Eyes заключение Белинского ((это было больше, чем глупостью..) - и оно сопровождалось намеренным Exclamation оскорблением поэта тоном, манерой, уничижительными сопоставлениями ..Crying or Very sad
----
позже надеюсь продолжу ознакомление с Баратынским ( уже из нескольких его строк) замечается особая глубина Человека

_________________
Любое изменение имеет предел для каждого периодаImage
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mail
mitiay
Модератор


Пол: Пол:Мужской
Зарегистрирован: 28.06.2011
Сообщения: 5189
Откуда: Магнитогорск

СообщениеДобавлено: Пт Ноя 29, 2019 9:14 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Тут на мой взгляд об агенте Shocked Пушкине чуть по чётче Весы сведения


_________________
Любое изменение имеет предел для каждого периодаImage
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mail
Elizabet
Модератор


Пол: Пол:Женский
Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 7691
Откуда: поДМосквой

СообщениеДобавлено: Пт Ноя 29, 2019 9:16 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

После роликов "знатоков", которые без любви пытаются что-то увидеть в романе "МиМ" хочется очищения. Только забыв любовь, можно испытывать страх. Даже страх перед творчеством такого романа. Без любви и экранизацию нельзя поставить. Не получится. ))) А высказать любовь тоже не получится по одной причине - её бесконечности. )

Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mail
Elizabet
Модератор


Пол: Пол:Женский
Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 7691
Откуда: поДМосквой

СообщениеДобавлено: Пт Ноя 29, 2019 9:58 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

mitiay, я эти фильмы уже посмотрела. Very Happy В них, разумеется, новый взгляд на жизнь Пушкина, но это уже делается миф. Нет никаких доказательств тому, что Пушкин был ВОТ ТАКИМ разведчиком, которым его хочется видеть автору "мифологии". Нет их! Конечно, было бы здорово, если бы в гибели была замешана политика. Нет, Пушкин не наш любимый Штирлиц, хоть тоже имеет отношение к службе при дворе или к центру. ) Остались ещё пока документы, письма очевидцев происходившего. Но когда и их не станет, о Пушкине сотрётся всё, как о личности. Но произведения (творение) переживут личность.

Трудно не согласится с авторами подобных роликов только в одном - о службе Пушкина почти не говорят. Если про других поэтов того времени говорят прямо, что их заслуги были оценены перед отечеством, то они были и подтверждены. Родственники Пушкина ничего не говорят и не утаивают, потому что говорить не о чем. Пушкину хотелось получить чин, но было одно "но"... Слава поэта была выше службы. Ему приходилось писать, потому что денег не хватало .. до зарплаты. Если бы было так, как в этих последних роликах рассказывают, то ему не нужно было бы писать. Very Happy

Почитай письма Пушкина. Их издавали вместе со всеми произведениями Пушкина, ничего не скрывая. Наоборот, пушкинисты выуживали где что только можно, чтобы добавить слово в его славе. ) Но дальше пошли только слухи и догадки. А на фоне образа Штирлица-Путина Пушкина очень хочет возвысить, чтобы он шёл рядом, как Ленин при Сталине. ))) Ну, просто хочется! А если хочется, то почему бы не сделать так, как хочется? Very Happy

Так и с Христом было. Стёрлось всё, остались одни чудеса да слова откровений об осознании самоё себя.

Кстати, в романе чудеса-то как раз и происходят, а осознания нету! Потому это тёмная сила спустилась на Москву, нечистая. И вот эту нечесть почему-то не выводят на чистую воду авторы и исследователи романа,., во всяком случае те, которых я слушала в последнее время. У меня же, наоборот, всё на чистую воду выходит и восхищает то, чего авторы понимают, но не ведут дальше, то есть к свету, чтобы получше разглядеть свой страх. )
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mail
Elizabet
Модератор


Пол: Пол:Женский
Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 7691
Откуда: поДМосквой

СообщениеДобавлено: Сб Дек 07, 2019 5:22 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Потрём дальше пустое о порожнее, чтобы добыть искру, освещающую тонкий намёк в любой сказке-указке. Very Happy

Рассмотрим само слово "свита" в сказке "МиМ".

"С витком", "свиток", лепесток знания, входящий в бутон собранного познания по кругу. Завершающийся этап сбора открывает сам круг новой сказкой, цветением. Все сказки о тёмных силах Булгаков собрал в эту свиту- свиток, чтобы создать новый"колобок", "лубок", "лобок", с которым сталкивается любовная страсть, опираясь на страх запрета. Любовь вкусно поесть открывается обратной стороной. "Ялта" чебуречного уха превращается в Ялту-пространство, где путник оказывается в пустой лодке, как пустой желудок, который не знает чем заняться. Выдернутый в ночной сорочке из сна изобилия ум даёт телеграмму в мозг (Моск-ву): "Вытащите меня отсюда, умоляю". А только что слитое в унитаз море удовольствия опять же тем же умом сталкивается со страхом, то есть оборотной стороной радости - упырями(по-Гоголевски). И защиты от того, что раскрывает это оборотная сторона целого знания, нет. Потому и звать на помощь некого. )

Все мы - умные люди. Размышлять умеем. Вот и поразмышляем над целым человеком. Very Happy

Живя в Москве, в столице государства, в котором не переставая идёт чистка, чтобы вернуть единое тело государства к стабильности, ум отказывается понимать и принимать сие явление здоровым, сильным умом. Булгаков в первую очередь врач. И как врачу ему пришлось пережить много из того, что другие в себе не открывают. Ведь иногда приходится спасать людей ценой своей жизни, боясь заражения (грязи). Ведь от этого страха ум в Булгакове пытался спрятаться за наркотиками, возвращающими психике безмятежные картины мира.

В одном из роликов, ведущих беседу про "МиМ" прозвучала очень тривиальное заключение: - Булгаков был наркоманом. И чего тогда ожидать от мозга наркомана, который пишет такие "исповеди"? Very Happy Да, таким поверхностным суждением просто невозможно заглянуть поглубже в саму жизнь человека, проходившую в среде, где эпидемии уносили из света людей не меньше, чем чем военные баталии и репрессии. Таким умом невозможно перенестись в атмосферу ада, в котором нужно было жить и умирать. Наше понятие "наркомана" взято из суждений нашего мира в его относительном покое. И опять же этим поверхностным умом нельзя увидеть, что Гоголь, который не был наркоманом, писал свои сказки, пытаясь вывести ум из народных предрассудков и страхов в творение подобных сказок. Такой поверхностный ум не переживал картин голода и не знает в себе, что такое сорокодневный пост Христа без принятия пищи, энергии, которой строится наше тело. А ведь в таком испытании открывается много из того, что ум не в силах постичь, зная мир, как Стёпа Лиходеев. Кто знает, что произойдёт, упади этот поверхностный ум в глубину страсти по жизни. Может ему придётся стать вампиром или ещё каким хищником-зверем. Ум просто не допускает в себе такую возможность бытия, хоть она не скрыта, оставаясь в единой картине мира. И переход из одной её части в другую можно совершить не только мыслью-самолётом, но и самим воплощением, погружением в таинство знания, где жизнь и смерть ходят рядом по двум сторонам лезвия, как ребром. )

Пройдя такие испытания жизнью и не ломаясь, как лоза, ум пишет роман, пытаясь рассказать, высказать своё познание. Но в осознании этим самым ребром добра и зла трудно что-то сказать, создать описанием. Да если бы Булгаков видел в лице того же Сталина только злодея или праведника, его ум испёкся бы в порошок и под действием наркотиков не захотел бы вернутся лицом к миру. В открытой для ума относительности всего вся, которую Булгаков чётко выводит в реплику Воланда - чтобы делало твоё добро без зла - только ясный ум видит правду, что это так.

Ни каждый ум, одухотворённый поэзией, фильмами, сказками о красивой жизни, сможет видеть обратную сторону жизни без осуждения. Ведь если Булгаков признавал власть, то видел "оборотня", как часть самого себя. Только этой оборотной стороной жизни ум видит, как внутри тела каждого из нас работает машина преисподней, разрушая другие тела жерновами зубов, подвергая их кислотной и щелочной среде, растворяющей образ, который только что красовался и млел от силы жизни, как Берлиоз или Иванушка Бездомный. Ум привык стремиться в рай, забывая про сам путь ада творения, когда он не прикрыт внешней оболочкой.

Мои любимые путеводители умов, ловцы душ, Дм.Быков и Ан.Кураев, пытаются часто смотреть маленьким умом, умом ребёнка то, что описывается в романе, испытывая при этом детский страх и желание больше не заглядывать в книгу, ставя "пломбу" и заделывая живую рану. Один предлагает видеть свой любимый роман юности недостойным внимания, а другой уводит в культпоход по заповедям, в которых он в состоянии ориентироваться. Андрею Кураеву противостоит только женщина, которая видит в романе любовь и смотрит любовью, как мать и супруга.

Бывает, что мужчина называет женщину ведьмой. Когда душа свободна в полёте, она может внести хаос в порядок, не убивая душу. Так Маргарита, которая, конечно же ценила чистоту, порядок в доме, влетает на метле - орудии уборки, чтобы привести комнату ненавистного Латунского в бардак. А на балу у сатаны она видит ту же самую страсть, которой один человек убивает другого, чтобы получить желанную вещь.

Булгаков, который видит вечность этих желаний, приводит на бал из глубины веков всех грешников, записанных в книге жизни: в исторических или литературных памятниках. Он смотрит в вечность, чтобы видеть происходящее здесь, в Москве, в среде московской элиты. Булгков не описывает расстрелы и лагеря, где сидят идейные и разбойник, распятые одним крестом. Но он заглядывает в душу страсти, которая ведёт ум к мелким предательствам, подделкам аргументов и фактов, припискам и оговорам на пути к цели самого желания. И он ставит это малое на одну чашу весов с большими преступлениями, убивающими человека. Бал - это увеличительное зеркало ада, где маленькая квартирка становится вневременным пространством. Грешники получают выход в полной обнажённости. В ней нечего делить, не из-за что убивать друг друга. Все атрибуты власти, возвышающего одного человека над другим, сняты. А сама королева страсти в качества одежды получает шипы на лоб и латы, которые и есть причина кровопролития. Завистники ума и завистники комфорта, стремящиеся к лёгкой наживе в варьете или разгромлению писательского таланта, не видят этих лат, которые, впиваясь сильнее, вынуждают совершать убийство.

Среди приглашённых на бал ада последним входит барон Майгель. Как Быков этого не увидел, когда пытался увидеть в Булгакове этот разоблачённой в страсти образ? Very Happy Возможно, что соблазн перехода в тайные агенты Кремля приходил к Булгакову. Но в романе он вышел из соблазна, освободив кровь из этой игры.

Я не читала пьесу БАТУМ. Может ознакомлюсь. Думаю, что она написана искренне. Но ... уже с первых же аккордов самой пьесы можно видеть описание того, что пережил он сам, выбирая свой путь жизни. Выход Сталина из учеников семинарии и вручение ему волчьего билета. Отныне ему, как герою сказки о сером волке, придётся добывать атрибуты власти самому, чтобы вернутся спасённым самой жизнью на престол. Ведь молитвами истины каждому даётся его путь. А за Сталина ректор гимназии помолился, выгоняя его вон. )
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mail
Elizabet
Модератор


Пол: Пол:Женский
Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 7691
Откуда: поДМосквой

СообщениеДобавлено: Сб Дек 07, 2019 6:03 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Ну, и ещё из того, что подметил Андрей Кураев.

Кураев видит в Маргарите только ведьму, а значит, исключительно - дъявольское зло. И это при том, что Булгаков поставил галочку: нет добра без зла. Если эта зазубринка стёрлась из памяти на пути к свету, значит, и путь пойдёт дальше не по прямой, а окольными путями.

После бала Сатаны душа Маргариты спокойна. Как говорится, с её психикой ничего не произошло, в отличии от других людей, которым открылась тайная сторона их души. Маргарите не нужна была бронированная камера, чтобы в ней спрятать ум, желающий забыть галлюцинации подсознания, вышедшие на волю. Суд страсти или образ страшного суда, описанный в 27 главе, возвращает ум в нормальное состояние, то есть в равновесие. Очень интересны все эти описания врача, знатока души - Булгакова. Вот стоишь ты перед фактом совершенного преступления черты дозволенности. И ведь сколько оборотов ума! Кто на нечистую силу всё сводит, кто признаёт вину, но исключительно от страха. А в Иване Бездомном проявлена полная отрешённость от страсти по жизни. А такой отрешённостью никаких стихов не создать. Во всяком случае ум, пройдя психологические испытания, легко узнаёт настоящую поэзию от рифмованных догм. В этом спокойном уме и устойчивой уже к волнениям психикой остаётся только научная стезя: самоанализ, самонаблюдение всё равно в какой отрасли. Учёный изучает природу, частью которой является человек. Человек есть зеркало природы, а природа - зеркало человека. В природе, во всех её явлениях мы узнаём себя. Потому любая наука раскрывает и описывает знание, как внутри, так и снаружи, макро и микрокосмоса, неразделённые ничем. Это прямое познавание себя без границ, лишённое предрассудков страха.

То, что пугает пока Кураева, во мне открыто, а следовательно, избавлено от страха. В образе богослова Кураева я вижу отражение Гоголевского "Вия", сказке, в которой богослов, пытающийся разобраться в любви, растерзан своими же страхами. Учёный-психолог, к примеру, сейчас скажет про какой-нибудь комплекс Эдипа у Хомы Брута, который вступил в половую связь со своей матерью или женщиной этого возраста. Или выразит это другими словами, которые создают новую науку, то есть терминологию, слова, описывающие знание "себя". Но как у богослова, так и у психолога, когда ум уже окрепнет в терминологии, происходит "искушение" или опыт, в котором ум должен "спасти" себя от двойственности суждений. Только через этот опыт богослов, психолог, литератор становятся уже мастерами, опытными, знающими практику, а не только теорию.

Кстати, у Быкова опыт переживания смерти произошёл, и теперь знание будет уравновешиваться самим опытом. А это уже относится к главе 30.Пора! Пора! (возможно, что Булгаков вспомнил Пушкина)

Цитата:
— Ты знаешь, — говорила Маргарита, — как раз когда ты заснул вчера ночью, я читала про тьму, которая пришла со средиземного моря... И эти идолы, ах, золотые идолы. Они почему-то мне все время не дают покоя. Мне кажется, что сейчас будет дождь. Ты чувствуешь, как свежеет?

— Все это хорошо и мило, — отвечал мастер, куря и разбивая рукой дым, — и эти идолы, бог с ними, но что дальше получится, уж решительно непонятно!


Золотые идолы без живого лица. Золотые, как детство. Эта вера во всесильного бога с человеческим лицом долго ещё будет теплится надеждой и совращать ум. Быков видел картину ухода, в которой застыл рай покоя. Разве не то же описано у Булгакова?

Я не знаю, каких золотых идолов видел Кураев, когда решил, что картину покоя можно купить праведной жизнью или честным служением в церкви, придерживаясь догм, которые не подвергаются сомнениями волнами жизни. Конечно, только представления, что там, в вечной жизни никогда не дадут понимания простого. В романе переход жизни к другим картинам мира происходит также, как мы это знаем. Страсть, соблазны, искушения - всё это пережито и потому оставлено ..покоем. Ну, как мог Мастер, написав картины встречи философа и звездочёта, не пережить то, что стремился описать?

Мечты никогда не заменят жизнь, полную страхов и страсти. Всякий роман пишется самой жизнью, опытами знания, где герои переживают то, что писатель уже осознаёт, разыгрывая партию и вводя в неё героев. В противном случае это будут "детские стихи и проза" Ивана Бездомного, лишённые живого опыта, живых картин жизни.

Оставив в покое сами страсти, Мастер теперь будет писать роман про то, что знает. И музыка Шуберта тоже будет говорить ему об этом знании. Это покой, в котором играют мысли. Играют, как нимб, не причиняя вреда иголками, шипами. То, что описал Кураев, я в романе не нашла. Возможно, что он видел эти описания где-то в другом месте или в воображении, опираясь на то, что Маргарита стала ведьмой. В романе Маргарита объявлена спутницей, которая будет сторожить покой ума, возвращающийся к прожитой жизни, где уже ничего не нужно делать, только осознавать опыты и улыбаться, спокойно засыпая.

Что будет делать ДОБРО БЕЗ ЗЛА? Ум не может себе представить это. НЕ может, пока ум не начнёт сплетать косу, укладывая мысли в порядок. Вот как это описано в романе:

Цитата:
Себя Маргарита видеть не могла, но она хорошо видела, как изменился мастер. Волосы его белели теперь при луне и сзади собирались в косу, и она летела по ветру. Когда ветер отдувал плащ от ног мастера, Маргарита видела на ботфортах его то потухающие, то загорающиеся звездочки шпор
.

Очень мастерски передано преображение ума, где мысли подстёгивают всадника, как звёздочки. Когда нет двойственности, то есть когда дъявол или разделение между представлением и пережитым исчезает, в зеркале ума раскрывается целая книга жизни. То, что в представлениях стоит, как табу, запрет, который нельзя переходить, забывается, когда ты видишь приходящее и берёшь это, как инструмент, которым проверяется представление. Если за те деньги, которых у тебя нет, не хватает, тебе не приходится драться, кого-то подсиживать, клеветать, то есть делать что-то, что потом тебя же самого казнит, то это просто дар, через который даётся переживание свободы от зависимости, материальной зависимости. Мне трудно читать книгу "богословским" умом, правилами чистописания. Я её читаю жизненными опытами. "Богословским умом" видишь обман, который тебе уготован, чтобы ты оставался девственником, невинным ребёнком, не знающим жизни. Это не тот ребёнок, о котором говорит "Новый Завет". Совсем не тот. Это мудрый ребёнок, который поиграл, наигрался и оставил игрушки другим, наблюдая уже со стороны сами страсти. Будет ли за это наказание, которое видит Кураев, как бесплодность? Когда запретный плод надкушен и внутри через тебя прошёл сок самого плода, тебе не нужно знать, что переживает другой, который съедает вторую половину того же плода. Это один и тот же плод. Потому Мастер будет видеть в другом, кто решается пройти за табу ради опыта знания, те же самые переживания. И Мастер не будет винить или одёргивать того, другого, поучать, что этого не следовало делать. Он будет ему сострадать, зная страдания внутри себя.. и радость тоже. ) Это вкус единства, в котором радость и боль есть в одном, как, к примеру, в яблоке есть горечь в недозрелость и сочность в спелости. И вот за это познание Кураев хочет видеть в Мастере слугу дъявола, который останется вечным рабом двойственности - знания и незнания по разные стороны. )

Я ни в коем случае не берусь винить Кураева в том, что опыты жизни в нём плохо поддаются развязке. Не зная женщины внутри себя, не получив должного опыта, когда женщина опекает мужчину, как ребёнка, когда тот страдает, и берёт на себя смелость посмотреть в упор лика страсти и не прячет свои поступки свободы за козни дъявола. Даже бесплодная Маргарита самой женской природой видит человеческое лицо в том, что называется дьяволом, потому что по самой природе она ближе к истине, чем маленький ум, боящийся запретов и потому не переходящий никогда в рост знания, в стабильность равновесия между представлением и опытом.

Для понимания того, что дьявол у Булгакова очеловечен осознанно, можно посмотреть в лицо истории. После смерти Булгакова человеческие страсти в разделении природы единого человека на фашистов и коммунистов, дошедшие до предела возможного в столкновении лицом к лицу, раскрылись миллионами судеб. Вот где кровь лилась каплями, соединяясь в реки. Разделение идеями подняло зеркало, отражающее половинки друг в друге. Страшный суд потому и называется страшным, что на нём закрыты глаза правосудия. Не может один человек судить другого, если не закроет глаза, и в своём отражении не будет видеть врага. Нюрнбергский суд вершился именно так. Глаза победителя осуждали преступления человека против человека. Но глаза "победителя" не смотрели в себя, чтобы видеть те же самые ужасы, которые осуждал в другом. Они были плотно прикрыты, чтобы видеть одну половину правды без другой, в отражении такой же. Вторая половина знания стала раскрываться гораздо позже, когда сами страсти начали укладываться в мирное русло.

Роман Булгакова вышел в свет после того, как наступила "оттепель", в которой чуть приоткрылись ужасы, творящиеся в России, по силе "нечеловечности" и жестокости ничем не отличавшиеся от действий фашистских захватчиков. Этот роман по силе воздействия на умы в обращении зеркал "упрёков" против самих себя для старшего поколения стал откровением, которое таилось в недрах невысказанности. Для молодого - это был путь к вере, к Библии, которая тоже скрывалась где-то там, за границей или под прилавком пустых полок. Чистая философия пусть фашизма, пусть коммунизма не делает маленького человека сильным духом. Это и показано образом Иешуа Га-Ноцри. Великие подвиги против страха совершаются духом крещения, в столкновении человека с человеком. Никто не может видеть себя через образ Христа, который проходил крещением через соблазны голодом и доблестью победителя, царя-повелителя над земными царствами. Крещение голодом народ во время войны прошёл, а вот соблазн победителя до сих пор искушает ум наследников великой победы. То была победа духа жизни, но никак одного народа над другим. Потому суд страсти всё ещё продолжается в умах.

Фашизм часто объявляется врагом человечества. Разве он не имеет лица человеческого? А коммунизм? Кураев просто не хочет смотреть в эти образы, а потому не хочет видеть в дьяволе человека или человека в дьяволе. Образ Воланда в романе - это вторая половина Мастера, скрытая в Мастере. Это власть, которая делает душу свободной. Разве Мастер не мечтал завоевать своим романом умы? Если не эта мечта была причиной, чтобы писать роман? Разве не эта мечта окрыляла и окрыляет маленький ум, когда он держится за образа Гитлера, Сталина и других великих мира сего, поднимая гордо голову хоть за победу, хоть за образ сильного государства, когда хочется взлететь, вырасти над собой? Разве и сам Кураев, выходя на свет, к зрителям и слушателям, не желает той же власти над умами, показывая знание, как Воланд? Разве свет знания хочет быть погребённым в маленькой квартирке рядом с женой, стирающей детские пелёнки? Какую женщину Кураев ищет и не может найти только потому, что сам желает большего света, выходящего за рамки простого домашнего уюта? Если бы женщина встала рядом с ним, чтобы укрепить дух в славе и сиянии разума, мог бы он назвать её ведьмой? Ведь Маргарита не делала ничего, чтобы сломить свободу духа в Мастере, подчиняя его семейному долгу, от которого освободилась сама. Я думаю, что Кураев боится именно этого простого счастья, долга перед детьми и заботой о семье, ценя саму свободу. То, что Мастер ушёл от первой жены ничем ни лучше отказа от создания семьи. Я улыбаюсь над каждым страхом Кураева, который он выразил в адрес Мастера и Маргариты, не пытаясь увидеть через них себя. )
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mail
Elizabet
Модератор


Пол: Пол:Женский
Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 7691
Откуда: поДМосквой

СообщениеДобавлено: Чт Дек 12, 2019 2:15 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mail
Elizabet
Модератор


Пол: Пол:Женский
Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 7691
Откуда: поДМосквой

СообщениеДобавлено: Сб Дек 14, 2019 2:38 am Ответить с цитатойВернуться к началу

Сказка о том, как Иван Бездомный стал историком. Продолжение романа. )

Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mail
Elizabet
Модератор


Пол: Пол:Женский
Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 7691
Откуда: поДМосквой

СообщениеДобавлено: Чт Дек 19, 2019 7:10 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

БУЛГАКОВЕДЕНИЕ Very Happy

Проекты музея Булгакова

Image

Image

Image
Автор проектов: Мария Корнеева
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mail
Elizabet
Модератор


Пол: Пол:Женский
Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 7691
Откуда: поДМосквой

СообщениеДобавлено: Чт Дек 19, 2019 7:32 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Москва Буглаковская глазами художника Александра Стародубова

Image

Image

Image
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mail
Elizabet
Модератор


Пол: Пол:Женский
Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 7691
Откуда: поДМосквой

СообщениеДобавлено: Пт Дек 20, 2019 11:26 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Перечитывая "Мастера и Маргариту"

Image

Истории, которые перечитывают

Нансен один из самых известных дзен-мастеров. О нем рассказывают много историй, и одну из них я вам много раз рассказываю. И снова ее повторю, потому что подобные истории должны повторять снова и снова, чтобы вы смогли воспринять их.

Они являются некой подпиткой. Вы должны питаться каждый день. Вы же не скажете, — Я завтракал вчера утром, поэтому сейчас мне это не нужно. Вы должны кушать каждый день, и вы не скажете, — Вчера я кушал, зачем мне кушать сегодня?

Эти истории являются питанием. В Индии есть особое слово, которое невозможно перевести. Для английского слова «читать», есть два слова в Индии: одно означает чтение, другое – чтение одного и того же снова и снова. Вы читаете одно и то же снова, и снова, и снова. Каждый день вы читаете Гиту утром; тогда это не чтение, потому что вы читали ее уже много раз. Теперь это некое питание. Вы не читаете ее, вы ЕДИТЕ ее каждый день.

Также это является прекрасным опытом, потому что каждый день вы будете приходить к новым оттенкам значения, каждый день новые нюансы. Одна и та же книга, но каждые день вы ощущаете новую глубину, открывающуюся вам. Каждый день вы чувствуете, что читаете что-то новое, потому что Гита, или подобные ей книги, имеют глубину.

Если вы прочитаете их один раз, вы пройдетесь по поверхности. Если два раза – немного глубже. Три раза – еще глубже, и так далее. Тысячу раз, и затем вы поймете, что эти книги всегда полны нового смысла. Чем более вы становитесь бдительными, осознанными, тем больше ваша осознанность растет вглубь – в этом смысл.

Я повторю эту историю Нансена. К нему пришел профессор, профессор философии… Философия – это болезнь, подобна раку: лекарства еще не существует, приходится идти на операцию, нужна серьезная операция.

Философия разрастается так же, как и рак. Однажды попав в вас, она начинает сама разрастаться, забирая всю вашу энергия.

Она паразит. Вы становитесь слабее и слабее, а она становится сильнее и сильнее и сильнее. Каждое слово создает другое слово, и так продолжается до бесконечности.

Итак, философ пришел к Нансену. Нансен жил на небольшом холме, и когда философ взобрался наверх, он устал и запыхался. Когда он вошел в хатку Нансена, он спросил, — «Что есть истина?»

Нансен ответил, — «Истина может немного подождать. Не спеши. Прямо сейчас тебе нужна чашка чая, ты так устал!» Нансен зашел и приготовил чай.

Такое может произойти только с дзен-мастером.
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mail
Swami Dhyan Yogi
Модератор


Пол: Пол:Мужской
Зарегистрирован: 30.08.2008
Сообщения: 3568
Откуда: Дмитров

СообщениеДобавлено: Пн Янв 20, 2020 3:39 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Возможно, образ Волонда Булгаков списал с Бартини авиаконструктора, об этом есть видео в интернете.

_________________
Игорь Леванов со Свами Анандом Аруном.
Мудрец, равный северному сиянию
https://forum.murman.ru/index.php?topic=44878.0
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Показать сообщения:      
Начать новую тему Ответить на тему


 Перейти:   



Следующая тема
Предыдущая тема
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2002 phpBB Group :: FI Theme :: Modded by FantasyDesign

Anti Bot Question MOD - phpBB MOD against Spam Bots
Заблокировано регистраций / сообщений: 290383 / 0