Список форумов Русский ОШО Портал
Список форумов Русский ОШО Портал FAQ Пользователи Поиск Группы Профиль Войти и проверить личные сообщения Вход Регистрация
 Михаил Булгаков - роман "Мастер и Маргарита". Следующая тема
Предыдущая тема
Начать новую тему Ответить на тему
Автор Сообщение
Elizabet
Модератор


Пол: Пол:Женский
Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 7689
Откуда: поДМосквой

СообщениеДобавлено: Пт Июл 01, 2022 9:55 am Ответить с цитатойВернуться к началу

Image

Писатель Михаил Булгаков обогатил русскую литературу множеством фантастических персонажей, которые воспринимаются как абсолютно реальные личности. Особенно любимы в народе бывший регент Фагот и хулиганистый кот Бегемот. Эту развеселую парочку несколько раз увековечивали художники и ваятели. Вот и во дворе дома № 10, известном всем булгакоманам как «302-бис», на Большой Садовой улице перед входом в Музей Булгакова гостей встречает памятник Коровьеву и Бегемоту работы известного скульптора Александра Рукавишникова.

Мистический памятник

Автор создал свое творение в 1999 г., но место для него нашлось только 11 лет спустя. На самом деле, задумывался целый архитектурный ансамбль на Патриарших прудах, где кроме упомянутого памятника должны были стоять автомобиль с шофером-грачом, увозящий с бала королеву, идущий по воде Иешуа, Пилат и даже гигантский примус. Но проект остался нереализованным, машина и статуя парящих в воздухе Мастера и Маргариты вместе с их верными спутниками долго стояли во дворе студии Рукавишникова. В юбилейный год 120-летия со дня рождения писателя неразлучные приятели заняли свое нынешнее место.

Есть версия, что прототипом Коровьева был сосед писателя Василий Иванович, вечно ходивший в мятом клетчатом костюме и игравший в 5 утра на баяне. Сведений о черных котах, обитавших в коммунальном раю, не сохранилось, но можно не сомневаться, что они там имелись.

Практическая информация

Адрес: Москва, Большая Садовая улица, во дворе дома №10.

Как добраться: на метро до ст. «Маяковская», далее 300 м пешком по Большой Садовой ул. в сторону Патриарших прудов.

Отсюда

Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mail
Elizabet
Модератор


Пол: Пол:Женский
Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 7689
Откуда: поДМосквой

СообщениеДобавлено: Пт Июл 01, 2022 11:24 am Ответить с цитатойВернуться к началу

Москвичка писал(а):
Так, оглядев двоих стоящих неподалеку монахов, одного — длинного и тощего, как копье, а другого — низкого и круглого, словно шарик..


Когда что-то вошло в тебя силами беспричинной любви и притяжения, то можешь возвращаться в созданное в душе "гнездо", очаг любви или дом, наполненный светом, снова и снова. И этот дом, как вселенная, всегда готов предстать в новых связях с образами знания, построить в безмерно- расширяющемся пространстве новые лабиринты для путешествия.

Толстый и тонкий - это контрасты двух половинок единого целого. В каждом худом живёт толстый, как желание расширить кругозор, и в каждом круглом живёт стремление в вертикаль, в возвышенность чувства.

Образы "толстого и тонкого" всегда будут присутствовать в воображении, вызывая улыбку кажущейся негармоничного сочетания. Образ Фагота и Бегемота увековечен не только Руковишниковым. На фото вверху хорошо видно, что скульптор предвидел почитателей этих образов, а значит, желание мига сопричастности в одном фото. Бронза, отпалированная до золота, всегда показывает места соприкосновеия живых рук. Вроде слитую в вечность пару как бы желают разделить. Со стороны высокого и тонкого Руковишников изобразил снисходительность, а со стороны круглого персонажа - выражаемую скуку. И только примус, в котором разводится огонь, подобно лампе Алладина, указывает на колесо вечности этих самых желаний разделить неделимое.

У нас в городе эту роль вечности толстого и тонкого исполняют в бронзе Александр Пушкин и и Иван Крылов, сидящие на одной скамье в неторопливой беседе. Есть подобные памятники и Бегемоту с Фаготом, но уже не у музея Булгакова. Они встречаются повсюду именно как памятный след в соприкосневиении с романом "Мастер и Маргарита", как уголки памяти с выражением счастья: "Мы были вместе и след от этого от центра сопрокосновения тянется на всю жизнь". Мы натыкаемся на эти уголки и улыбаемся образам, как старым знакомым, живущим уже в нашем сердце. Ну, а то, что это всё ещё крутится и крутилось всегда в переходах одного в другое, можно видеть следом из глубины веков через образы Дон Кихота и Санчи Панса. В этой незабытой в мировой культуре паре имена крутятся по волшебству волшебной лампой света. И вот уже Санчо встречается с Александром Пушкиным, а Идальго переходит в Ивана просто переливом единого океана знания. В этих переходах нет правды, то есть какой-то логики в доказательствах, но есть игра волн чувственности, как солнечные блики на море.

Вдох-выдох, сжался-вырос - какая ещё правда, кроме самой жизни играет непрерывно творением знания того, что есть всегда, как само дыхание жизни в каждом живом теле? Под это дыхание вечности можно построить и подвести любую идеологию, любое переживание, ведущее в бесконечное путешествие. Так и глава знаменитого романа "Пора! Пора!" нас переносит к стихотворению Пушкина "Пора, мой друг, пора, покоя сердце просит..." Путь к вершине славы, о которой грезила Маргарита для своего Мастера, закончен балом страстей, этими волнами счастья над страхом не встретится больше никогда. И теперь этот тонкий и опасный путь сворачивается клубком, как кот у ног, навевая скуку самим повторением. Волнение утихает в тишине домашнего уюта и библиотеки с новыми приключениями и старыми знакомыми, со всеми теми, кто также прошёл узкий путь до вершины славы.

"Жизнь разбивает душные рамки церквей", - поет Ленау в своих "Альбигойцах". Как выражает это Булгаков - "Я, игемон, говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины".

Нельзя вернуться в пережитое и вошедшее в пик воплощения, в славу речи, как невозможно войти в одну и ту же реку дваджды. Нужно войти в океан души, где есть всё и никуда идти не надо, то есть возвратится в полный покой от долго путешествия. Мастер заслужил покой. И его путь с Марго не может вернуться в старую квартиру. Это всё равно, как пить отраву забвения вместо напитка любви.
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mail
Elizabet
Модератор


Пол: Пол:Женский
Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 7689
Откуда: поДМосквой

СообщениеДобавлено: Пт Июл 01, 2022 11:55 am Ответить с цитатойВернуться к началу

Москвичка писал(а):
В весьма злобной критике этого талантливого произведения отметился дьякон Андрей Кураев. В то же время для человека, не отягощенного христианскими предрассудками, очевидно, что роман несет читателю исключительно «разумное, доброе и вечное».



Здесь, в этой теме, мы уже путешествовали вместе с Андреем Кураевым, которому открывался переход Булгакова, его романа и его героев в покой. Само собой, что в картинах покоя, нариованные Булгаковым, Андрей Кураев увидел не просто безысходность, но и разрушение. Это так. Это остывание жизни в покое, но ...на ВЕРШИНЕ славы вместе со всеми, кто писал великие романы, бессмертные произведения музыки. Это подобно тому, как ты отдаёшь миру своё детище, сына, совершенно не зная его путь. Но сколько поколений встречают музыку, романы, оставленные в мире, как новое и вдохновляющее на новый путь творчества? Да, это то самый пик в остановке, от которого отталкиваются идущие в новый путь. Потому старый роман оживает новыми чувствами, переживаниями, волнуя, как солёный океан, островком описанного счастья в законченной истории. Мастер и Маргарита не могу повторить этот путь, пока память не остыла. Прошлое будет волновать, но самим затуханием страсти. Она переходит в нарастание у тех, кто только начал строит свой путь.

Я не знаю путь Андрея Кураева, как он пришёл к служению в церкви. Но в церкви каждый год празднуют воскрешение Христа. А для многих людей, кому роман Булгакова открывал путь страстей по Христу, путь в церковь был закрыт наложением табу советской эпохи. Потому роман стал той самой Библией и посвящением в Новый Завет. Конечно, этот роман - не канон Нового Завета, а его отражение собственным переживанием Булгакова, а значит это Новый путь, начинающийся в эпоху закреплённого атеизма. Новое поколение уже не боролось поэзией с Библейскими текстами, как это приходилось делать поэтам Бездомным в своё время в переходе в атеизм и забвение Библии. В то время, когда роман увидел свет, многие люди ни разу не видела Библию, а если и видели, то относились к ней, как к архаике, которая не заслуживает внимания, потому как в обществе на неё не ссылались и не строили круг общего знания.

Андрей Кураев рассуждал о романе опять-таки с позиции своего времени уже в век возрождения церквей и походов в храмы. Зачем нужен роман, когда доступ к Библии открыт для всех желающих? Это уже была своего рода борьба конкуренции за славу. И чтобы отвлечь внимание от этого пути, который когда-то служил мостом поколений, нужно как-то очернить, то есть увести в тень само значение книги "Мастер и Маргарита" в тень. Что Андрей и делал, забывая о тех, кто перешёл по этому мосту в приобщение тем же христианским святыням. Забавно. Но Сам Кураев выполнял только насущную задачу. Если бы он видел всё более в полном свете, то не смог бы ничего выразить самим протестом, потому как в полном свете знания есть покой, но нет пути нового творения. А Андрею нужно было творить свой путь. )
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mail
Москвичка
Модератор



Зарегистрирован: 20.02.2009
Сообщения: 1816

СообщениеДобавлено: Пт Июл 01, 2022 12:40 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Толкование образов толстого и тонкого в искусстве в чисто философском контексте чрезвычайно интересно!

А вот если говорить об альбигойцах, к которым Булгаков, вероятно, испытывал смутный интерес, то в наше время они изучены лучше. Про средневековых еретиков пишут не просто литераторы, но и профессиональные историки, и опираются они в своих работах на архивы инквизиции. Тема действительно заслуживает внимания.

https://libking.ru/books/prose-/prose-history/594446-ann-brenon-neraskayavshayasya.html
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Elizabet
Модератор


Пол: Пол:Женский
Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 7689
Откуда: поДМосквой

СообщениеДобавлено: Пт Июл 01, 2022 7:51 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Москвичка, на Прозе.Ру я помещала рассказ, который начинала так:
"Как говорил Мастер Булгакова поэту-политку, повторяющему лозунги, нужно обратится к истории. История - царица. Потому откатываемся да начала великой инквизиции В Европе, начавшейся в Испании с великого инквизитора Томаса Торквемады".

С инвизицией в разных историях мы все так или иначе сталкивались. Но приступая к рассказу, я сама вошла в такую глубину, которая мне раньше не открывалась.

Рассказ у меня не получился. Это скорее набросок объектива на нечто объёмное, что в коротком рассказе не раскрутить, хоть нить террора против евреев прослеживается. Честно, с Достоевским и его великим инквизитором знакома только в рамках темы, которая есть на Ошо-портале. Получается, что с Торквемады началось пресследование евреев, то есть с 15 века. У Шекспира в пьесах это уже отражено.

Слово "еретик" прочно связано именно с инквизицией. Без неё и векового истребления богатых евреев скорее всего не само слово "еретик" не играло бы чем-то существенным, как вдавливанием в мозг чем-то значимо-непонятным. Very Happy

Ересь, еритик - это то, что должно облачаться (захватываться как облаком), пресследоаться и изгоняться (гнаться по небу метлой). Инакомыслие, иное верование относится с мысли, тому, что мы не видим без слов-указок. Потому "небо" или "ум" как бы являются синонимами. Евреи в Европе - это другая вера. За счёт объявления евреев в Испании вне закона, самый жестокий инквизитор Томас Торквемада по установленному им закону принудил всех предпринимателей, купцов еврейской нации чуть ли не за сутки собраться и покинуть Испанию. Весь их бизнес скупался за гроши или просто оставлялся на месте. За счёёт этого испанская казна обогатилась, на что снарядили корабли для захвата американских колоний. Как-то так прослеживается красной нитью вся эта история гонения евреев. Инквизиция закончилась только в 1834 году, а через сто лет возобновилась Гитлером, пожелавшим довести этот процесс до полного уничтожения самой нации. Само собой, что опять-таки за счёт еврейского погрома удалось собрать капитал для военной машины в бравых походных маршах по Европе и Восточной Европе особенно, к коей относится территория бывшего СССР. Если, как говориться, потянуть за ниточку клубок знания, то он начнёт постепенно распутываться.

Москвичка писал(а):
А вот если говорить об альбигойцах, к которым Булгаков, вероятно, испытывал смутный интерес, то в наше время они изучены лучше


Интерес к истории поднимается вместе с насущными событиями, в которых непременно отражаются предыдущие события. Твоя ссылка уводит ещё глубже, то есть в 14 век, то есть в то, что предшествовало появлению такого явления, как Торквемада. Very Happy

Потому можем только начать новое погружение в Атлантиду человеческой памяти. )

Ката́ры (греч. καθαρός — чистый) — религиозное христианское движение, достигшее расцвета в западной Европе в XII и XIII веках. Катары исповедовали нео-манихейскую дуалистическую концепцию о двух равных принципах мироздания, до́бром и злом, причём материальный мир рассматривался как зло. Схожие взгляды исповедовали на Балканах и Ближнем Востоке другие средневековые религиозные движения павликиан и богумилов; катары были тесно с ними связаны.

Движением катаров особенно были затронуты Лангедок, Арагон, север Италии и некоторые земли Германии и Франции, а борьба с катарами как с «опасной ересью» долгое время была одним из главных мотивов политики римских пап.

Несмотря на то, что название «катары» используется много столетий, оно, скорее всего, не является самоназванием. В текстах катаров для самоидентификации широко использовались термины «Добрые люди» (фр. Bons Hommes) или «Добрые христиане».

--------------

Так в романе "Мастер и Маргарита" появляется фраза из уст Иешуа "Добрые люди". Само собой это только намёк на такое течение, как катары.

Поистине роман Булгакова просто-таки уводит в бесконечность историй, как собранный источник множества знаний. Много раз думала, что вот всё - о романе больше нечего сказать и некуда идти. Ан нет, путешествие продолжается и продолжается.
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mail
Elizabet
Модератор


Пол: Пол:Женский
Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 7689
Откуда: поДМосквой

СообщениеДобавлено: Сб Июл 02, 2022 12:04 am Ответить с цитатойВернуться к началу

Поскольку любимый многими роман непрестанно вызывает новые исследования по указанным Булгаковым местам, то пройдёмся ещ немного по заданной траектории бесконечности.

Цитата:
− Вы в качестве консультанта приглашены к нам, профессор? − спросил Берлиоз.

− Да, консультантом.

− Вы − немец? − осведомился Бездомный.

− Я-то?.. − Переспросил профессор и вдруг задумался. − Да, пожалуй, немец… − сказал он.

− Вы по-русски здорово говорите, − заметил Бездомный.

− О, я вообще полиглот и знаю очень большое количество языков, − ответил профессор.

− А у вас какая специальность? − осведомился Берлиоз.

− Я − специалист по черной магии...

− И… и вас по этой специальности пригласили к нам? − заикнувшись спросил он.

− Да, по этой пригласили, − подтвердил профессор и пояснил: − Тут в государственной библиотеке обнаружены подлинные рукописи чернокнижника Герберта Аврилакского, десятого века, так вот требуется, чтобы я их разобрал. Я единственный в мире специалист.


"Мастер и Маргарита"


О Герберте Аврилакском в этой теме уже рассказ, но мы его дополним несколькими цитатами из книги "Этика Михаила Булгакова"
Мирера А. И.

Я не буду приводить полные цитаты, предоставив ознакомиться с книгой самостоятельно. Но начнём с философского вопроса: кто такой дьявол? Тот, кто играет диалогом. Диавол, диалог - указывает на "два". Диалог ведётся по общему знанию. Диалог, состоящий из вопросов и ответов, останавливается тогда, когда заканчивается общее знаание, как путь. Дальше может идти только монолог. Моно - один. И тогда это рассказ о том, что собеседник не знает, превращаясь в слушателя, послушника, ученика. Воланд, как дъявол, ведёт беседу также до тех пор, пока может играть общим знанием с собеседником. Но как только диалог закончен, Воланд читает книгу, посвящая слушателя в описываемую сцену события. И здесь уже невозможно протестовать, перебрасываться знаниями. Ум вовлекается в описание, как в происходящее действие, становясь его свидетелем, то есть действием настоящего.


«Пожалуй, немец»

Парадоксы «Мастера и Маргариты» начинаются уже с эпиграфа: «…так кто же ты, наконец? – Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Гете. «Фауст».

Еще до начала чтения читателя предупреждают, что вещь, к которой он приступает, будет прямо связана с трагедией Гете.

Значение эпиграфа этим далеко не ограничивается. В нем спрессован весь философский смысл романа, и очень многое придется разобрать и обсудить, прежде чем мы приблизимся к разрешению загадки. Две строки из «Фауста» начинают будоражить читателя при чтении первых же страниц; странная характеристика сатаны не перестает волновать вдумчивого книгочея до самого конца: она прямо задает тему для размышлений. Закрыв книгу, читатель понимает, что обещание, данное в эпиграфе, выполнено: Воланд действительно «совершает благо» – чего хвастун Мефистофель не делал никогда. И возникает новая загадка: а какого зла хочет Воланд? И хочет ли он зла вообще?.. И каково его действительное отношение ко злу и добру?


9. Возврат: Герберт Аврилакский

Герберт Аврилакский

Мы прошли мимо еще одного пункта в диспуте, последнего в первой главе романа. Воланд задает уже не теологическую, а историографическую загадку, когда представляется Берлиозу и Бездомному: «Я – специалист по черной магии. …Тут в государственной библиотеке обнаружены подлинные рукописи чернокнижника Герберта Аврилакского, десятого века. Так вот требуется, чтобы я их разобрал. Я единственный в мире специалист».

Отметим для начала один из булгаковских беглых мазков: «государственная библиотека». Насквозь пролитературенный сатана не может обойтись без библиотеки, он лжет-не-лжет; конечно же, никто его в библиотеке не ждет и никаких рукописей показывать не собирается, но прощаться-то он с Москвой будет, сидя на крыше Румянцевского музея, Центральной библиотеки им. Ленина.

Теперь о сути этой очередной загадки сфинкса. Персонаж выбран идеальный, даже имя звучит великолепно, – так и видишь чернокнижника в колпаке, изрисованном знаками зодиака. На деле же Герберт не был чернокнижником, и лишь после его смерти создалась легенда, якобы он занимался черной магией. И другая легенда, предшественница бродячей легенды о Фаусте: Герберт-де продал душу дьяволу и появлялся в сопровождении черта, принявшего облик черного пуделя.

Исторический, а не легендарный Герберт был достаточно гнусной личностью, и воистину только сатана, «единственный специалист», в состоянии с ним разобраться.

Во всех известных мне источниках, кроме «Брокгауза-Ефрона», его называют либо просто «Герберт», либо по имени, взятому им в сане Папы Римского: Сильвестр II. До того он был важным церковным сановником и наставником будущего императора Германской империи Оттона III. Сверх всего, он был знаменитым математиком и астрономом. Цитирую русского исследователя Николая Бубнова: «Герберт был несомненно одним из самых выдающихся научных, политических и церковных деятелей своего времени. …Способ счисления, умножения и деления чисел, который он преподавал в Реймсе… составляет эпоху в истории математики»[32]. Далее Бубнов сообщает, что как духовный и светский политик Герберт был удивительно беспринципен. Уроженец Франции, он большую часть жизни отстаивал интересы Германии; интриговал против правящей династии Каролингов; при его участии французский престол заняла новая династия Капетингов и т. д.

В духовных вопросах он был не более порядочен. Когда папа не пожелал утвердить его главою Реймсской епархии, он стал писать письма против папской власти; видимо, блестящие. Бубнов замечает: «Сочинения эти были несколько веков спустя драгоценной находкой для протестантов, которые и напечатали их впервые в 1567 и 1600 годах». Сам Герберт, став папой, с наивностью, характерной для крупных политиков, забыл о своих антипапистских воззрениях.


Мне пришлось сильно сократить "путь", изложенный в книге "Этика Михаила Булгакова", начало которой здесь.
Я хочу вернуться на крышу библиотеки, с которой Воланд со свитой в приображении начинает новый виток истории по укреплению империи часто в кровавом диалоге.

Мы помним, как Коровьев произносит фразу обращаясь к Маргарите:

Вопросы крови - самые важные вопросы в мире!

Если не волнуется живая кровь, рукописи не оживают, не горят самой жизнью. Они просто ждут того, кто их прочтёт и загорится мечтой о подвиге воплощения написанного в жизнь. И воплощение - это новые герои и новые имена.

Image

"На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, построенного около полутораста лет назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краев. (...)

Положив острый подбородок на кулак, скорчившись на табурете и поджав одну ногу под себя, Воланд не отрываясь смотрел на необъятное сборище дворцов, гигантских домов и маленьких, обреченных на слом лачуг."

Image

Ломается и стирается старая архитектура, построение не только городов, но и общества. "Повелитель теней" сам ничего не делает, а только консультирует новых архитекторов души по рукописям, философиям, опытам прошлых веков. И здесь мы вспоминаем опять игровой диалог Воланда с Левием Матвеем:

− Я к тебе, дух зла и повелитель теней, − ответил вошедший, исподлобья недружелюбно глядя на Воланда.

− Если ты ко мне, то почему же ты не поздоровался со мной, бывший сборщик податей? − заговорил Воланд сурово.

− Потому что я не хочу, чтобы ты здравствовал, − ответил дерзко вошедший.

− Но тебе придется примириться с этим, − возразил Воланд, и усмешка искривила его рот, − не успел ты появиться на крыше, как уже сразу отвесил нелепость, и я тебе скажу, в чем она, − в твоих интонациях. Ты произнес свои слова так, как будто ты не признаешь теней, а также и зла. Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп.

− Я не буду с тобой спорить, старый софист, − ответил Левий Матвей.

− Ты и не можешь со мной спорить, по той причине, о которой я уже упомянул, − ты глуп, − ответил Воланд


Можно бесконечно спорить об единовластии, не видя любви, то есть вечной пары, состоящей из противопложностей: добра и зла, войны мира, солнца и планет, империи и провинций, Мастера и Маргариты... В единовластии нет противоположности, а значит, нет ограничения. Ею может быть только вселенская пустота, содержащая в себе любовь или пару противоположностей.

Кому нужен рог изобилия в роге изобилия? Изобилие нужно тому, у кого ничего нет. Кому нужен мир в мире? Мир нужен тому, кто устал от войны. В противоположности мы все отдыхаем или пробуждаемся в чувстве утраты и в рождении желания вернуться к полноте счастья. Ничто никуда не исчезает, а только переходит в свою противположность.

Image

Так и уснувшие без подвигов умы силяться проснуться в том мире, где они становятся героями жизни.

В данном экскурсе остаётся только добавить, что в 1914 году рядом с Пашковым домом архитектор Н.Л. Шевяков построил двусветный Ивановский зал. Это здание предназначалось специально для огромной картины А. Иванова "Явление Христа народу", подаренной музею императором Александром II.

Знал ли об этом Булгаков, не так, уж, важно в той истории, которая неразрывно связана со всемирной библиотекой, которая имеет другое название - Библия.

Про Дом Пашкова можно почитать и посмотреть виды в этой ссылке: Здесь был Волнад


Последний раз редактировалось: Elizabet (Вс Июл 03, 2022 4:44 pm), всего редактировалось 1 раз
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mail
Москвичка
Модератор



Зарегистрирован: 20.02.2009
Сообщения: 1816

СообщениеДобавлено: Сб Июл 02, 2022 1:19 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Про Герберта Аврилакского очень интересно!
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Дхарма Махант
Сталкер.


Пол: Пол:Мужской
Зарегистрирован: 23.11.2006
Сообщения: 22646
Откуда: Кобристан.

СообщениеДобавлено: Пт Сен 16, 2022 10:57 am Ответить с цитатойВернуться к началу


_________________
Я ставлю запятую перед что, где она мне нужна. © Ф. М. Достоевский. Image
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Elizabet
Модератор


Пол: Пол:Женский
Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 7689
Откуда: поДМосквой

СообщениеДобавлено: Пт Сен 16, 2022 10:42 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Трагикомедия мести маленькому человеку за его падение в грех быта? )

Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mail
Elizabet
Модератор


Пол: Пол:Женский
Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 7689
Откуда: поДМосквой

СообщениеДобавлено: Сб Янв 21, 2023 12:52 am Ответить с цитатойВернуться к началу

Когда Станиславскому новое поколение актёров предъявило запрос на смену репертуара, возникла "великая смута" в невозможности "проводить" старое с почётом, чтобы оно не мешало расцветать новым желающим что-то сказать о своём времени. Станиславскому даже пришлось идти на поклон к Сталину, который не мог разрешить этот жизненный вопрос ни наградами всем, кто оставался в тени метра, ни возращение Немировича-Данченко из-за границы, чьи долги пришлось погасить из государственной казны.

В театре пробовали ставить пьесу "Мольер" Булгакова, ожидавшую долгие годы выход на сцену. Станиславский много раз просил Булгакова переписать пьесу под свою постановку, но в конце-концов Михаил Афанасьевич не выдержал и забрал свою пьесу, от начального варианта которой почти ничего не осталось. В конце-концов мэтра Станиславского, как Немировича-Данченко, с которым Станиславский не общался лично на протяжении долгого периода, оставили символическими директорами вплоть до смерти Станиславского. А пьеса Булгакова до сих пор идёт на сценах театров. В том числе и театра Сатиры. И в этой пьесе - всё как в жизни - повторяется снова и снова с сатирой и юмором. )

Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mail
Дхарма Махант
Сталкер.


Пол: Пол:Мужской
Зарегистрирован: 23.11.2006
Сообщения: 22646
Откуда: Кобристан.

СообщениеДобавлено: Вс Янв 22, 2023 3:42 am Ответить с цитатойВернуться к началу

Фигово по-моему в Булговском театре это.


_________________
Я ставлю запятую перед что, где она мне нужна. © Ф. М. Достоевский. Image
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Elizabet
Модератор


Пол: Пол:Женский
Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 7689
Откуда: поДМосквой

СообщениеДобавлено: Сб Янв 28, 2023 12:13 am Ответить с цитатойВернуться к началу

Дхарма Махант писал(а):
Фигово по-моему в Булговском театре это


Посмотрела несколько минут начала. По-моему, грандиозное зрелище. Очень созвучно и феерично контекстами самой сцены. Когда-нибудь досмотрю. Сейчас нужна небольшая разгрузка от самой грандиозности. ) Мюзикл раскрывает бесконечность романа новыми смыслами. И начинается он с зарисовки целого пласта времени, в котором происходит роман. Любовь народа к Сталину, к беспредельной тирании - выражено всё это очень лаконично двумя минутами.

Смотрю мюзикл по частям. В спектакле каждая картина (сцена) настолько проработана, что уловить все детали и нюансы игры без остановки внимания не получится. Ведь недаром раньше ходили на один и тот же спектакль по нескольку раз, чтобы впитать и насладиться полным творением.

Потому о названии и сути мюзикла можно расставить небольшие акценты. В сознании игра любви меняет местами женское и мужское в названии. Так СССР становится Россией, а оперетта - мюзиклом. Но по-прежнему, оперетта-мюзикл больше рассчитана на массового зрителя, не особо разбирающегося ни в музыке, ни в пении. Но всякая театральная постановка - это зрелище, то есть духовное пища в вечном сочетании с физической (хлебом). И если простой человек разбирается в технике и технологиях производства насущной пищи - разнообразии приготовления, сочетании вкусов, микроэлементов, то духовная пища в подобии часто остаётся за кадром, ожидая своего часа для самопознания.

Почитала отзывы к мюзиклу "МиМ" и не нашла знатока этого вида искусства. Есть общее восхищение, которое продлевается только подробными деталями теми, кто в "теме". Но такие комментарии в беглом просмотре отсутствуют. Люди способны выделить, к примеру, бельканто в производимом на сцене действии, но образования явно не хватает, как не хватает и тех, кто поднимает культуру в массы, то есть народных просветителей. ) Тонкости искусства позволяют оценить целое творение, разбивая его на фрагменты и любуясь отдельными "пазлами", как это было возможно и развито в условно культурной среде, свободной от поглощения нуждами о хлебе насущном и призванной содержать и продлевать творчество музыки, пения, танца и живописи. Без такой поддерживающей среды мастерство "падает" в невостребованности и потому невозможности оценки, к которой подтягивается созидатель. Чтобы открыть силу голоса нужны годы работы, то есть техники перестройки голосовых связок под определённую вибрацию. А массовая публика часто не отличает баритон от контральто. Потому ценить может только то, о чём имеет представление.

В мюзикле "МиМ", как в сочетании разных видов искусства, рядовой зритель может видеть продукт киноиндустрии, гармонично вставленный в сцену действия в качестве подвижной декорации-фона. Он не отвлекает, но создаёт пространство и объём, к которому стремился выражением художественного слова и Булгаков в своём творении. Массовые демонстрации физической силы (физкультурников) в Москве (сердце России) пришли на смену крестным ходам, выражающим поклонение духовной силе. Христос сменился Антихристом. И это то, что Булгаков развивает в первом появлении Незнакомца на Патриарших, вошедшего в беседу о Христе. Если нет Христа, христианской Руси, то откуда тогда появляется "физическая" сила нового государства, строящаяся на отрицании религии? Как нет неба без земли, так нет анти-религии без религии. Меняются акценты в подъёме одного пласта культуры над другим, как в вечно-слитой паре, любовном соитии в смене позы Камасутры. ) Но если нет Христа, то тогда на чём строится и укрепляется новая сила творчества массового сознания и культуры в анти-религиозном обществе? Верх и низ в паре меняются, но добро со злом неотделимы.

Мюзикл начинается с картины поднятие акцента на анти-Христа, смене веры. Лестница-мост на фоне Луны создаёт разлом, где свет Звезды (Солнца, Христа) уходит в закат или под встающее время ночи в смене круглых суток, их непрерывности. Ученик Христа просит взять Мастера и его любовь у времени (свидетеле сменяющихся эпох) в покой. Всех, несущих свой крест (Христа), убивают, стирая вместе с культурным наследием. В наступившем времени "МиМ" взрывают церкви, лишая их величия и славы. Мастера этой перестройкой в противоположность хода должны убить вместе с его творением, как создателя мира с его миром, стереть в пыль, ничто, как говорит об этом Берлиоз. И нужно очень хорошо знать роман и понимать его суть, чтобы вывести эту сцену прошения о покое, стоящую в конце романа, на первый план, сделав из моста-перехода пограничной зоны в виде колючей проволоки.

Семь лет назад праздновалось разрушение границ, берлинской стены, сокращение армий, охраняющих границы. А мюзикл показывает "прошлое", как "будущее". Время идёт по кругу. Потому солнце СССР тогда шло в закат с затуханием славы и могущества государства. Религия сливалась с бизнесом, становясь равноправной на престоле. Но в этой мистерии равноденствия Христа и Антихристиса невозможно понять кто есть кто. И снова ставится ребром вопрос об истине. А из ребра, как известно по библейским текстам, выходит из сна, или покоя, противоположность прямому порядку мира. Адам встречает Еву, Мастер - Маргариту. Ева раскрывает плод знания пополам (ребром добра и зла, потому в ней открываются глаза на то, что раньше она не замечала. Маргарита начинает бал Сатаны, в котором прошлое танцует свой звёздный час встающих с миром новых суток. В мюзикле Маргарита бестелесной сутью души одержима вопросом: как в новом разделении мира не допустить повторения ужасов мировой войны? На что получает ответ Сатаны(диавола, разделения, раскрывающего две стороны ребра): спасенье - участь бога. И появление Земли(глобуса) в терновом венце в следующей сцене - говорит о грядущем дне.

Фиговый листок прикрывает только вход и выход в творение мира. ) Если смотреть им, то тогда не видеть переходов прошлого в настоящее в самом действии или шоу. Нужно быть представителем королевской крови, чтобы чувствовать переходы и нюансы, происходящие на высшем уровне власти. То, что показывали семь лет назад со сцены в духовном переживании, раскрывается всему миру в его же преображении сейчас. Человек (ум), занятый исключительно хлебом насущным и его заботой, через приобщение к искусству мог услышать нотки тревоги о грядущем, поднимаемым в культурном брожении искусства, семь-восемь лет назад. Ведь разделение мира тогда уже началось. )
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mail
Elizabet
Модератор


Пол: Пол:Женский
Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 7689
Откуда: поДМосквой

СообщениеДобавлено: Сб Янв 28, 2023 12:24 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Дхарма Махант, спасибо за мюзикл. Конечно, это нечто! )
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mail
Elizabet
Модератор


Пол: Пол:Женский
Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 7689
Откуда: поДМосквой

СообщениеДобавлено: Сб Мар 11, 2023 8:26 am Ответить с цитатойВернуться к началу

Глава 7 "Мастера и Маргариты" в картинках

Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mail
Elizabet
Модератор


Пол: Пол:Женский
Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 7689
Откуда: поДМосквой

СообщениеДобавлено: Сб Мар 11, 2023 9:13 am Ответить с цитатойВернуться к началу

Москва Михаила Булгакова | Город как текст

Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mail
Elizabet
Модератор


Пол: Пол:Женский
Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 7689
Откуда: поДМосквой

СообщениеДобавлено: Сб Мар 11, 2023 11:04 am Ответить с цитатойВернуться к началу

Николай Гумилев
Заблудившийся трамвай


Шёл я по улице незнакомой
И вдруг услышал вороний грай,
И звоны лютни, и дальние громы,
Передо мною летел трамвай.

Как я вскочил на его подножку,
Было загадкою для меня,
В воздухе огненную дорожку
Он оставлял и при свете дня.

Мчался он бурей тёмной, крылатой,
Он заблудился в бездне времён…
Остановите, вагоновожатый,
Остановите сейчас вагон!

Поздно. Уж мы обогнули стену,
Мы проскочили сквозь рощу пальм,
Через Неву, через Нил и Сену
Мы прогремели по трём мостам.

И, промелькнув у оконной рамы,
Бросил нам вслед пытливый взгляд
Нищий старик, — конечно, тот самый,
Что умер в Бейруте год назад.

Где я? Так томно и так тревожно
Сердце моё стучит в ответ:
«Видишь вокзал, на котором можно
В Индию Духа купить билет?»

Вывеска… кровью налитые буквы
Гласят — зеленная, — знаю, тут
Вместо капусты и вместо брюквы
Мёртвые головы продают.

В красной рубашке с лицом, как вымя,
Голову срезал палач и мне,
Она лежала вместе с другими
Здесь в ящике скользком, на самом дне.

А в переулке забор дощатый,
Дом в три окна и серый газон…
Остановите, вагоновожатый,
Остановите сейчас вагон!

Машенька, ты здесь жила и пела,
Мне, жениху, ковёр ткала,
Где же теперь твой голос и тело,
Может ли быть, что ты умерла?

Как ты стонала в своей светлице,
Я же с напудренною косой
Шёл представляться Императрице
И не увиделся вновь с тобой.

Понял теперь я: наша свобода
Только оттуда бьющий свет,
Люди и тени стоят у входа
В зоологический сад планет.

И сразу ветер знакомый и сладкий
И за мостом летит на меня,
Всадника длань в железной перчатке
И два копыта его коня.

Верной твердынею православья
Врезан Исакий в вышине,
Там отслужу молебен о здравьи
Машеньки и панихиду по мне.

И всё ж навеки сердце угрюмо,
И трудно дышать, и больно жить…
Машенька, я никогда не думал,
Что можно так любить и грустить!

1920 г.

О, сны, что словом в путь уводят
И строят мир совсем другой.
Он из бесчисленных подобий
Сам собирается собой.

И ум не знает, где же правда,
В страданьях - грусть его, печаль.
Но там же - творчества отрада
В свободе выхода в хрусталь.

Блуждает ум в небесных сводах
И Машеньку машиной бдит,
Но знает: образы уходят,
А осознание - не спит.

И потому "трамвай желаний"
Вдруг переходит в "интернет",
Хоть в поэтических названьях,
Есть только путь, а правды нет.

Все сны - желаний отраженья,
Но в глубине один вопрос:
КТО совершает все движенья
По лепесткам хрустальных роз?

Кто совершает ход по свету,
Ведя проходы в зеркала?
Кто отражается в конечном,
Срезая лик для подола?

Кто рубит головы капустой
И вновь приносит в подоле
На место "я" самим искусством
Местоимение в игре?

Меняя лики, как одежду,
Серпом творенье ставит срез,
Где облик "Я" в извечной правде
Пустое движет, как прогресс.

Как монорельсовой дорогой
Идут года из века в век.
"Я" остаётся неизменным -
Поэт, Влюблённый, Человек.

Им погребается отрада
И возрождаются мечты -
Из блуда вытащить награду
В явь Королевой Красоты. )
Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mail
Дхарма Махант
Сталкер.


Пол: Пол:Мужской
Зарегистрирован: 23.11.2006
Сообщения: 22646
Откуда: Кобристан.

СообщениеДобавлено: Сб Мар 11, 2023 3:48 pm Ответить с цитатойВернуться к началу

Наступление

Та страна, что могла быть раем,
Стала логовищем огня.
Мы четвертый день наступаем,
Мы не ели четыре дня.

Но не надо яства земного
В этот страшный и светлый час,
Оттого, что Господне слово
Лучше хлеба питает нас.

И залитые кровью недели
Ослепительны и легки.
Надо мною рвутся шрапнели,
Птиц быстрей взлетают клинки.

Я кричу, и мой голос дикий.
Это медь ударяет в медь.
Я, носитель мысли великой,
Не могу, не могу умереть.

Словно молоты громовые
Или волны гневных морей,
Золотое сердце России
Мерно бьется в груди моей.

И так сладко рядить Победу,
Словно девушку, в жемчуга,
Проходя по дымному следу
Отступающего врага.

1914 г.


_________________
Я ставлю запятую перед что, где она мне нужна. © Ф. М. Достоевский. Image
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Elizabet
Модератор


Пол: Пол:Женский
Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 7689
Откуда: поДМосквой

СообщениеДобавлено: Ср Апр 19, 2023 11:57 am Ответить с цитатойВернуться к началу

Не успевая в один заход все интересные ролики просмотреть. Просто оставляю здесь, как задел под размышление-медитацию по известной уже теме, хорошо изученной и закреплённой в моём уме.

Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mail
Elizabet
Модератор


Пол: Пол:Женский
Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 7689
Откуда: поДМосквой

СообщениеДобавлено: Вс Июл 09, 2023 11:30 am Ответить с цитатойВернуться к началу

Посмотреть профильОтправить личное сообщениеОтправить e-mail
Дхарма Махант
Сталкер.


Пол: Пол:Мужской
Зарегистрирован: 23.11.2006
Сообщения: 22646
Откуда: Кобристан.

СообщениеДобавлено: Чт Фев 01, 2024 11:51 am Ответить с цитатойВернуться к началу

Image

"Мастер и Маргарита" - смотреть онлайн (2023)

Лучшая рецензия на кино Mr. Green

_________________
Я ставлю запятую перед что, где она мне нужна. © Ф. М. Достоевский. Image
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Показать сообщения:      
Начать новую тему Ответить на тему


 Перейти:   



Следующая тема
Предыдущая тема
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2002 phpBB Group :: FI Theme :: Modded by FantasyDesign

Anti Bot Question MOD - phpBB MOD against Spam Bots
Заблокировано регистраций / сообщений: 290356 / 0